12+
Осенью 1979 года полковник уголовного розыска Евгений Лукьянов (Анатолий Кузнецов) вместе с юной женой Таней (Татьяна Ташкова) приезжает из Москвы в Крым, чтобы насладиться долгожданным отпуском. Во время короткой встречи старый друг Лукьянова, майор Алексеев (Геннадий Юхтин), упоминает о каком-то важном нераскрытом деле, но не успевает ничего толком объяснить — ночью его насмерть сбивает машина. Отпуск идет насмарку. Лукьянов берется за расследование в качестве «частного лица» и зовет на помощь сокурсника, начальника УВД Ялты Тарасенко (Георгий Дрозд). Постепенно Лукьянов и Тарасенко с помощью местной милиции выходят на банду рэкетиров, которую сколотил из трудных подростков циничный уголовник-ницшеанец Спиридонов, он же Корзун (эстонец Леонхард Мерзин, известный по главной роли в блестящей драме «Возвращение к жизни» Владимира Басова).
Трехсерийный теледетектив Александра Прошкина, вышедший в 1980 году, нельзя поставить в один ряд с его шедевром «Холодное лето 53-го», но есть в нем всё же своеобразное обаяние, утраченное нынешними криминальными сериалами. Во многом это объясняется атмосферой советского курорта и размеренностью ритма, но в первую очередь, конечно, харизмой Кузнецова.
Ровно декаду спустя после «Белого солнца пустыни» актер по-прежнему умеет совмещать суховский ироничный прищур с молодцеватостью нрава. Всё-то он успевает — и распоясавшихся хулиганов раскидать, и на пляже полежать, и дело раскрыть. Разве что разгадывать кроссворды не умеет, да и жене маловато времени уделяет. Но тут уж ей нечего пенять на мужа — убийцы покойного друга должны быть наказаны.
Сценарий Ивана Менджерицкого был написан по следам «казанского феномена», ставшего популярным благодаря нашумевшему «Слову пацана». В частности, в основу линии с молодежной бандой легло появление в 70-х ОПГ «Тяп-ляп», сформированной из уличных подростков — впрочем, никакой прямой связи тут не получится разглядеть при всем желании. С тем же успехом подпольный спортзал и лидер-манипулятор, промывающий юнцам мозги, могут напомнить сатирическую комедию Юрия Мамина «Бакенбарды» (правда, там перековавшиеся в «пушкинистов» гопники из Заборска были всё же постарше).
Но и без злободневности и социальной проблематики, которая вскоре появится в перестроечном кино, «Частное лицо» смотрится вполне прилично. Достаточно упомянуть музыку Эдуарда Артемьева, Галину Польских в роли подруги главного злодея, а также мутных фарцовщиков и валютчиков с прозвищами Фанера и Михря, скупщиков икон и якобы голландскую поэтессу Козлик, чтобы стало ясно — этот телефильм не стал объектом культа исключительно по досадному недоразумению.
Автор: Дмитрий Карпюк