Личные истории жён-террористов похожи. Все они думали, что заключают брак на небесах по благословению Аллаха, а на самом деле оказались в настоящем аду на земле.
КНБ Казахстана выпустило видео с одним из таких рассказов женщины, пожелавшей остаться анонимной. Выходя замуж, она даже не подозревала, что это обернётся для неё и детей тюрьмой, откуда не было выхода долгий год. С начала брака её муж сразу принялся промывать мозги:
Сперва он меня облачил в хиджаб. Дальше я начала делать намаз. Потом выезжали в трёхдневки, каждое воскресенье собирали женщин, так называемый "мастурт джамагат". Мы садились в круг и до ночи читали различную религиозную литературу. Потом меня полностью облачили в паранджу.
Позже начался сущий кошмар. Женщине навязывали законы радикального ислама, по которым она обязана была во всём подчиняться мужу и делать так называемый "итагат". Заключалось это в том, что она не могла смотреть мужу в лицо и глаза. А, когда он приходил с работы, то сам никогда не снимал обувь, это делала его жена. Помимо этого, она мыла ему руки и ноги, пока супруг просто лежал в кровати.
Хотя бы изредка посмотреть телевизор или воспользоваться телефонами – тоже запрещалось. Вместо этого муж твердил одно: нужно читать только религиозные книги и обучать детей намазу. Дети со своей матерью не видели света, выходить на улицу, даже в магазин за продуктами им не разрешалось, а балкон специально замуровал муж. При этом зачастую дома не было еды.
Женщина в видео призналась, что однажды не выдержала и ослушалась своего супруга. Она вышла в магазин за хлебом, чтобы накормить своих голодающих детей, в глаза никому не смотрела. Но супруга такое своеволие привело в ярость, и он жестоко её избил.
Порой нелюдь на несколько месяцев уезжал за границу и брал женщину с собой, оставляя детей:
Когда мы туда выезжали, я сильно болела. Даже не могла говорить. Но, несмотря на это, он силой потащил меня за границу, сделал мне загранпаспорт. Я умоляла его вернуться, говорила, что скучала по детям и болею. Если я умру, то даже не смогу увидеть ни своих родителей, ни своих детей.
Продолжались все эти издевательства около года. За всё это время женщина прошла вместе с детьми большие испытания: избиения, голод, сон на голом полу и четыре стены. На все жалобы и страдания у террориста был один ответ:
Терпи. Если умрёшь, то умрёшь шахидом.
Ещё одним своим уроком жизни в интервью с ztb.kz поделилась казашка Вероника Белова, приехавшая из Сирии. В зону боевых действий её заставил уехать муж, теперь уже бывший. Её история тоже начиналась довольно многообещающе. Вот только с вступлением в брак появились постоянные запреты даже в общении с родной матерью и скандалы. По наставлению мужа ей пришлось уехать в Сирию:
Он говорил, что нас там ждут и нам надо ехать, если мы хотим жить в раю. Он убеждал меня в том, что там не будет никаких запретов читать намаз, носить платок, и на меня не будут оглядываться из-за одежды. И самое главное, что наша обязанность – быть с мусульманами.
Однако молодая девушка даже не знала, что едет туда, где идёт война. Она поверила словам супруга о том, что там спокойно и тихо. В первый день прибытия они попали под бомбёжку. Тогда-то Вероника и поняла, где очутилась, но было поздно. Она припомнила мужу, что он обещал здесь жизнь как в раю. На это он сказал, что они должны "воевать за Аллаха" и запретил даже заикаться о возвращении домой.
Уехать девушка смогла только тогда, когда её муж нашёл другую женщину, и она оказалась в лагере для беженцев. Представители МИДа Казахстана забрали её с детьми. Сейчас она живёт с ними в Атырау, арендует квартиру и работает в одном из корпоративных фондов, в которых ведёт профилактические беседы с молодыми людьми для того, чтобы они не совершали таких ошибок. А её бывший супруг сидит в тюрьме.
По мнению казахского теолога Дархана Колбергенова, радикализм – это отрыв от традиционных корней и разрыв всех связей, когда религия отделяется от культуры общества. Он видит в этом прямую угрозу для Казахстана.
Нина Андреева