Найти тему
Строительный мир

Под грифом «Секретно»: уникальный российский «Мост через р. ''Т''», которого больше нет

Оглавление

Этот объект строили в непростых природных условиях. Кампанию не афишировали. В документах проект значился как «Мост через р. ''Т''». Более того, ранее подобных работ инженерные войска, которым и поручили реализацию этой задумки, не проводили. Они имели опыт сооружения, как правило, деревянных конструкций. А в данном случае им предстояло возвести металлический мост через неспокойную водную преграду.

Нужен мост!

Временный переход для движения транспортных средств в районе Колы появился в 1942-м (см. схему). Его строили на протяжении семи месяцев с использованием рыболовецких судов. Правда, по назначению он прослужил недолго — не прошло и полгода, как его разрушило ледоходом.

Уже в мирное время первый секретарь Мурманского обкома партии В. А. Прокофьев неоднократно поднимал вопрос о возведении капитальной переправы через Тулому. Хотя эта тема обсуждалась еще в 1940-м — тогда рассматривалось несколько возможных вариантов. После очередной встречи со Сталиным Василию Андреевичу удалось добиться одобрения этой инициативы.

© Из альбома «Автодорожный мост через реку Тулома Мурманской области» / gov-kola.ru (Геологическая разведка грунта под опорой левого берега, 1951 г.)
© Из альбома «Автодорожный мост через реку Тулома Мурманской области» / gov-kola.ru (Геологическая разведка грунта под опорой левого берега, 1951 г.)

Примечательно, что до проведения необходимых исследований власти рассчитывали потратить на стройку не менее 12 млн руб. Но после подготовки проектно-сметной документации оказалось, что на эти цели необходимо 7 млн руб. Однако по факту объект обошелся в 3,5 млн руб.

В сложных условиях

Сроки строительства были поставлены довольно жесткие — 15 месяцев. Удивление вызвало и то, что выполнение работ поручили военным. Руководить стройкой назначили командира понтонно-мостового полка полковника И. Ф. Цветкова, который, как и большинство участвующих в кампании, первый раз столкнулся с подобным проектом.

© Из альбома «Автодорожный мост через реку Тулома Мурманской области» / gov-kola.ru (Строительство моста через р. Тулому, вид с левого берега, 1952 г.)
© Из альбома «Автодорожный мост через реку Тулома Мурманской области» / gov-kola.ru (Строительство моста через р. Тулому, вид с левого берега, 1952 г.)

Некоторые со скепсисом (или, скорее, с опаской) отнеслись к подобному решению властей, полагая, что проект провалят (в лучшем случае, затянут сроки). Чтобы как-то выправить ситуацию, на роль консультантов пригласили специалистов с кафедры мостов Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева. Кроме того, выяснилось, что береговые опоры прежнего (разрушенного) моста совершенно непригодны, а возведение новых потребует дополнительных затрат времени и сил.

© Из альбома «Автодорожный мост через реку Тулома Мурманской области» / gov-kola.ru (Укладка железнодорожного пути для подъемного крана и монтажа фермы, 1952 г.)
© Из альбома «Автодорожный мост через реку Тулома Мурманской области» / gov-kola.ru (Укладка железнодорожного пути для подъемного крана и монтажа фермы, 1952 г.)

К основным мероприятиям на площадке приступили в январе 1952-го. Причем к этому моменту не была готова вся необходимая документация. То есть и сроки изначально были заданы без полного понимания предстоящего объема работ. Строили в довольно непростых условиях при минусовой температуре. К тому же река не замерзала. Скорость и направление течения в этом месте периодически менялись. Приливы и отливы высотой в четыре с лишним метра происходили примерно раз в шесть часов.

Самый большой пролет в Европе

Грунт на разных берегах отличался. Сложнее всего было забивать железобетонные сваи на левой стороне. Там инженерные войска впервые в своей практике при их погружении применили гидромонитор. Определенные проблемы возникли и с бетонированием опор, которые достигали в ширину 12 м, толщина их составляла 5 м. Учитывая, что работы велись зимой, цемент, песок и воду приходилось постоянно подогревать. Заливку производили во время отлива — то есть на операцию отводилось ограниченное количество времени.

© Из альбома «Автодорожный мост через реку Тулома Мурманской области» / gov-kola.ru (Надвижка пролетного строения моста, 1952 г.)
© Из альбома «Автодорожный мост через реку Тулома Мурманской области» / gov-kola.ru (Надвижка пролетного строения моста, 1952 г.)

Насыпи возводили из валунов (в общей сложности понадобилось 15 тыс. куб. м), которые извлекали из под снега и на деревянных желобах спускали вниз к реке. Пролетное строение длиной 162,5 м изготовили на заводе в Новокузнецке. Предприятие не подвело — конструкцию в разобранном виде доставили на Кольский полуостров в оговоренные сроки. Собирали ее на правом берегу Туломы.

Надвижка осуществлялась довольно примечательным способом: часть 650-тонной фермы выдвинули и закрепили на специальной барже, которую предоставили по личному распоряжению Сталина (без отмашки вождя Министерство морского флота не хотело давать ее строителям). После того, как прибыла вода, судно вместе с фермой двинулось в сторону противоположного берега и встало так, чтобы концы пролетного строения оказались точно над опорами. Во время отлива баржа вместе с конструкцией опустилась и последняя легла на домкраты. Затем арочный пролет, который на тот момент, к слову, оказался самым большим в Европе для мостов балочной системы, окончательно зафиксировали на опорах.

© Из альбома «Автодорожный мост через реку Тулома Мурманской области» / gov-kola.ru (Строительство моста через р. Тулома, вид с левого берега, 1952 г.)
© Из альбома «Автодорожный мост через реку Тулома Мурманской области» / gov-kola.ru (Строительство моста через р. Тулома, вид с левого берега, 1952 г.)

Переход был готов уже к концу лета 1952-го. Оставалось лишь испытать дорогу на прочность, что и сделали при помощи танков — объект выдержал шесть Т-34 и был принят в эксплуатацию. Строителей и проектировщиков хотели выдвинуть на Сталинскую премию. Но так как проект в целом не афишировали (часть документов и вовсе была под грифом «Секретно», учитывая, что работы велись недалеко от госграницы, к тому же военными), то и после его завершения главные исполнители решили остаться в тени.

Мост уходит в историю

Строительство данного моста назвали настоящим инженерным подвигом. Благодаря появлению капитальной переправы через Тулому, на западном берегу Кольского залива стал активно развиваться Мурманск. Мост прослужил по назначению почти 70 лет. Его ни разу не ремонтировали капитально.

© Константин Сушко / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Мост через р. Тулома, 2010-е гг.)
© Константин Сушко / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Мост через р. Тулома, 2010-е гг.)

За десятилетия переправа перестала соответствовать современным требованиям и была признана непригодной для дальнейшего использования. Автомобильное движение на переходе прекратили в 2019-м — была проведена уникальная технологическая операция, в ходе которой сооружение переместили в сторону и использовали исключительно для пешеходов. На его месте появился новый мост.

© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Новый мост через р. Тулома, 2021 г.)
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Новый мост через р. Тулома, 2021 г.)

Многие выступали за сохранность объекта, который воспринимали как своеобразную достопримечательность. Все-таки в свое время, с учетом длины пролета, примененных технологий и тяжелых условий строительства, он считался уникальным. Тем не менее власти приняли решение демонтировать конструкцию, что и случилось в 2021 году.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Иванов Е. А. Мост через реку Тулому: Трудовой подвиг инженерных войск в мирное время // Военно-исторический журнал. — М., 2008. — №1 (573). — С. 63-68
  2. Пономарев Д. «Мост через реку «Т» // Мурманский вестник. — Ч.1 [Электронный ресурс] URL: https://www.mvestnik.ru/history/most-cherez-reku-t/ (дата обращения: 20.03.2024)
  3. Пономарев Д. «Мост через реку «Т» // Мурманский вестник. — Ч.2 [Электронный ресурс] URL: https://www.mvestnik.ru/history/most-cherez-reku-t1/ (дата обращения: 20.03.2024)
  4. Пономарев Д. Первый мост через Тулому // Мурманский вестник [Электронный ресурс] URL: https://www.mvestnik.ru/history/pervyj-most-cherez-tulomu/ (дата обращения: 20.03.2024)

🗺 См. новый мост через р. Тулома на карте