Стелс-шутер 2000 года. Игра, которая перевернула жанр Immersive sim и всего игростроя в принципе. В 2000 году стала игрой года. Создал игру один из основателей жанра Immersive sim Уоррен Эван Спектор. Уже прославившись такими проектами, как System Shock и Thief: The Dark Project.
Сюжет игры повествует о 2052 годе, в мире бушует новая смертельная пандемия «Серая смерть», вакцины «Амброзии» не хватает простым людям, что приводит к массовым протестам и бунтам, после чего преобразуется в террористические организации, целью которых выступает смена власти. Для борьбы с терроризмом ООН создает Антитеррористическую коалицию Объединённых Наций, сокращенно UNATCO, в ней и состоит наш главный герой Джей Си Дентон, который является выращенным в лаборатории специальным агентом, совместимым с аугментациями.
Сюжет представляет собой набор конспирологических теорий, хорошо сшитых основным сюжетом. Немного разочаровали диалоги, они иногда очень прямолинейны. При этом всём сюжет стал революцией благодаря тому, что один из первых показал, что игры могут быть осмысленным искусством, а не пострелушкой для детей, игра затронула много глубоких тем: бедность, терроризм, вред технологий и т. д.
Играл я в Revision, это такой мод от фанатов, официально одобренный разработчиками оригинала, но мод улучшает не только графику, модельки персонажей и текстуры, но и локации, расширяя их и добавляя новые объекты.
Графика в большой мере не резала глаза, но почему-то фанаты сделали лица персонажей хуже, чем в оригинале 2000 года. Поэтому я играл с оригинальными текстурами лиц персонажей, а всё остальное изменил на мод, да, такое можно сделать в самой модификации, которая невероятно гибкая и в геймплейном плане.
Геймплей поражает своей разнообразностью и возможностью различными способами дойти до цели, к примеру, тебе нужно пройти в комнату, но пройти туда ты можешь и через крышу, набросав различных бочек, чтобы по ним забраться, или найти потайной ход под мостом и проплыть в комнату, или пройти через вентиляцию, или просто взорвать дверь из ракетницы. Но иногда возникает проблема, что ты не можешь понять, это проход в другую локацию или это проход туда, где ты находишься, и в результате ты можешь ходить, как дурак, кругами. Многие считают, что игра представляет из себя в большой мере стелс, что вообще не так, игру можно пройти как хочешь, можешь пол-игры пройти по-тихому, никого не убивая, а потом взять дробовик и просто стрелять в каждое живое существо, вставшее у тебя на пути, а можешь вообще взять меч и устроить резню. Игра в целом поощряет прохождение, а не то, как ты проходишь.
Поражают также маленькие детали в игре, к примеру, если ты покуришь на датчик движения, то у тебя появится несколько секунд на то, чтобы через него пробежать, или система попаданий, у главного героя есть две ноги, две руки, голова и торс, и у каждой части есть свой показатель жизни, если он закончился в торсе и голове, то мы умираем, если в руках, хуже стреляем, если в ногах, не можем бегать, и это работает и на противников тоже.
Аугментации — это различные улучшения, которые вставляются в нас, но, конечно, в игре их можно вставить ровно половину от всего количества в игре, и, естественно, нельзя вытащить, если понял, что вставил хрень. Они помогают разнообразить геймплей: от невидимости для машин и быстрого бега до дронов и высоченных прыжков. Но тут кроется проблема: чтобы их применять, у тебя должна быть энергия, которую можно пополнить с помощью батарей и ремонтных машин, логично и правильно звучит, но в игре есть такая встроенная аугментация, как фонарик, и он тоже тратит энергию, и тут вскрывается еще одна проблема — это темнота игры, особенно версии Revision, и повышение яркости монитора тут не поможет, поэтому большую часть энергии мы будем тратить на фонарь.
Локации, разнообразны, имеются несколько городов и интересных мест от статуи Свободы до подводной базы, что порадовало так это их вертикальность, особенно с модом, Нью-Йорк, тому подтверждение с его крышами и подвалами, закоулками и секретной лабораторией, но тут вскрывается, то что можно легко заблудиться, если бы была карта, она бы легко это исправила, но в итоге нам дают убогие картинки на которых ничего не понятно. В туже копилку можно отметь излишнюю гигантоманию уровней, когда локация просто забита свободным местом, но таких локаций не очень много и мод их спасает, но сразу вспоминается первый уровень.
В итоге мы получаем тот редкий случай, когда игра поучает игрока быть любознательным, шарится по всем углам и закоулкам, да, иногда возникают такие случаи, когда ты полчаса строишь ящики в локацию ломаешь там окно, залазишь внутрь, а там ничего. Но такие игры появляются очень редко, еще реже становятся популярными, поэтому я считаю, что immersive sim надо развивать, вот Уоррен Спектор работает над System Shock 3, и этой революционной игре, как по мне, не помешает полноценный ремейк.