Эту статью я хочу посвятить лишь одному событию — освобождению станции и деревни Погостье. Казалось бы, о чём говорить тут можно особо. Но давайте начнём с того, что, хотя нынче немало про Погостье написано, но ответить на этот вопрос не так просто. Встречаются, конечно, вполне конкретные даты.
Например, в истории 311-й стрелковой дивизии можно прочитать, что она очистила Погостье 12 февраля. Однако если посмотреть историю 177-й стрелковой дивизии, то она сообщает, что вместе со 124-й танковой бригадой овладела Погостьем 17 февраля. Но есть даты и 25 января, и 9 марта. Как видите, мнение есть очень разные. Так что повод разобраться и уточнить точно есть.
Тут надо ведь ещё понимать, что станция и деревня — всё-таки не одно и тоже. И хотя станция находится почти на краю деревни, для тех боёв, когда продвижение измерялось порой метрами, разница есть. Ещё один важный момент. Сам посёлок Погостье — несколько домов, находится с южной стороны железной дороги. Но с северной части в 1941 году, на всех доступных картах обозначено несколько строений, возможно какие-то бараки, сараи. Информацию подробную я не нашёл, но эта часть на стыке с ответвлением железной дороги на Бараки (западные), тоже считается частью Погостья.
Ещё одним фактором, сильно усложняющим работу современным исследователям, являются расхождения в документах. Увы, но вышестоящие начальники часто выдавали желаемое за действительное и докладывали о полном освобождении населённого пункта раньше времени. Дескать, осталось овладеть парой домов и уже к вечеру всяко возьмут. А так получилось, что не взяли. Это не только про Погостье и про ту войну, таких примеров множество везде и всегда.
Чтобы понять, когда же Погостье окончательно стало нашим, мне пришлось изучать за каждый день с 13 января по 18 февраля 1942 года документы всех частей и соединений, которые вели боевые действия вблизи Погостья. Как наших, так и немецких.
У меня получилось следующее.
В середине января бои за посёлок и станцию вели части 3-й гвардейской и 11-й стрелковых дивизий.
163-й полк 11-й дивизии пытался прорваться к станции с южной стороны, но безуспешно. Части 3-й гвардейской вели наступление на посёлок с севера и северо-востока. Вечером 17 января 1941 года 555-й стрелковый полк 3-й гвардейской стрелковой дивизии овладел частью Погостья севернее железной дороги и частью самой железной дороги в этом месте.
666-й полк этой же дивизии (46 штыков и танк КВ) сумел прорваться на южную сторону дороги севернее станции и закрепиться.
19 января сапёры проделали два прохода в железнодорожной насыпи для танков. 555-й и 435-й полки 3-й гвардейской дивизии, со 122-й танковой бригадой и 107-м танковым батальоном начали бои за овладение посёлком Погостье южнее железной дороги. 666-й полк в этот день овладел станцией Погостье.
Бои за овладение посёлком части 3-й гвардейской дивизии продолжали до 23 января, когда освобождена была большая часть деревни и немцы сохранили лишь несколько огневых точек на южной и юго-восточной окраинах. При этом немцы удерживали позиции западнее, южнее и юго-восточнее Погостья, что позволяло им держать под перекрёстным огнём весь посёлок. Бои за посёлок вёл также 163-й полк 11-й дивизии. Наличие нескольких полков на такой небольшой территории не должно вводить в заблуждение, в каждом полку шло в бой обычно не более сотни штыков.
Итак, формально, Погостье стало нашим к 23 января. Южнее железной дороги был создан небольшой плацдарм. Но немцы имели огневые точки на окраине, кроме того, занятые им позиции на опушках охватывали посёлок и не позволяли по нему свободно передвигаться, поскольку он весь простреливался из пулемётов. Не говоря уж о том, что расположенная юго-западнее, в районе Виняголово немецкая артиллерия и миномёты обстреливали и посёлок, и станцию, и железнодорожную насыпь. Переход железнодорожного полотна оставался по-прежнему опасным занятием, не говоря уж о том, что для техники нужно было делать проходы, ибо преодолеть двух-трёхметровую насыпь было невозможно для танков и прочих машин.
27 января началось новое наступление. Из документов точно непонятно, смогли ли наши войска выбить окончательно немцев с окраины Погостья. 29 января ещё упоминается о том, что наши части атакуют немецкие огневые точки на окраине. Возможно, что 30 или 31 их уже выбили.
Однако немцы подтягивают силы с 1 февраля переходят в наступление. Уже 2 февраля бои идут в самом Погостье, немцы находятся в южной части, наши войска в северной. Такое положение держалось достаточно долго, пока в наступление не перешла переброшенная к Погостью 311-я стрелковая дивизия. Усиленная танками 122-й танковой бригады она 12 февраля полностью очистила Погостье. Но… видимо, не полностью, поскольку зачистка продолжалась и 13-го. Скорее всего, какая-то часть посёлка в юго-западной части за дорогой оставалась за немцами ещё и после 13 февраля. В любом случае немцы точно находились на опушке леса и держали юго-западную часть под обстрелом.
После передышки, 16 февраля наши войска снова переходят в наступление, и части 177-й дивизии, усиленные 124-й танковой бригадой, наносят удар западнее Погостья. При этом 1029-й полк 177-й дивизии, согласно донесениям, выбивает противника с южной окраины Погостья.
Однако, с уверенностью о том, что Погостье было полностью освобождено, можно говорить лишь 18 февраля, поскольку к этому дню немцы были уже окончательно выбиты с позиций юго-западнее посёлка.
Если подытожить, то получается, что бои непосредственно за посёлок шли с 17 января, когда наши части впервые овладели северной частью (с севера от железной дороги), и до 17 или 18 февраля, когда немцы были окончательно отброшены от юго-западной окраины. То есть месяц оставалась ситуация, в которой и наши войска находились на территории Погостья, и немцы там присутствовали. Отсюда и такой разброс в датах, тем более, что каждый раз почти овладевали посёлком полки разных дивизий.
Напомню, что первый раз наши войска ворвались в Погостье 15 декабря 1941 года. Правда, сразу же были оттуда выбиты. Так что стоит добавить ещё месяц боёв, пока наши части только пытались только пробиться к посёлку и станции.
Но и на этом ведь боевая история Погостья не закончилась. Хотя посёлок оставался за нами, но его окрестности оставались ареной суровых и кровопролитных боёв ещё несколько месяцев.
Все материалы, связанные с боями за Погостье можно посмотреть в отдельной подборке.