Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Лекция Антона Вискова "Музыка в драматическом театре"

В московском Доме Актера в Арт-салоне слушала лекцию солиста Московской Государственной Академической филармонии, ведущего музыкальных и литературных программ, музыкального публициста, музыковеда-текстолога Антона Вискова. Тема интереснейшая - "Музыка в драматическом театре"!

Часовая встреча=немного истории+много примеров+ небольшая музыкальная импровизация на заданную тему.

Спикер оказался очень открытым, общительным, рассказывал о серьёзных вещах с изрядной долей юмора, а как только начинала звучать музыка, он нырял в неё с головой - композиторы иначе не могут)

Коротко по истории взаимодействия музыки и театра (в конце текста будут рекомендации от лектора - что посмотреть):

- Музыка в театре исторически не подбиралась специально для спектакля, а долгое время была связана с ритуалами;

- только у Мольера впервые появился композитор для театра;

- театр без музыки немыслим ни у Мольера, ни у Шекспира.

- в России при дворе царя Алексея Михайловича существовал набор музыкальных жанров, которые активно исполнялись;

- пик сочетания музыки и драматического театра - знаменитый русский водевиль;

-в России театр отделился от музыки в 19 веке, особенно, когда появились пьесы Островского, потом Чехова, Горького - они не только могли легко обойтись без музыки, но и не предполагали её.

- история "Снегурочки" Островского уникальна, много раз музыкально воплощалась разными композиторами.

- начиная со второй половины 20 века и сейчас для художника очень благодатное время: возможны любые фантазии, любой стиль и жанр.

Лектор подробно вспомнил успешные музыкальные постановки Марка Захарова, питерский спектакль по Шекспиру "Укрощение строптивой" Игоря Владимирова и Геннадия Гладкова (в стиле рок-н-ролл). Отметил, что современное воплощение старинных знаменитых сюжетов и сейчас актуально.

И перешёл к примерам!

Показал (дал послушать и прокомментировал), как может один и тот же спектакль музыкально по-разному звучать и как музыка меняет характер/образ героя. Поэтому перед собравшимися пронеслись:

- слегка легкомысленный, динамичный, весёлый и энергичный Дон Гуан, )

- Вальсингам, поддержанный хором собравшихся за столом героев "Пира во время чумы", - его песня в версии лектора элегическая, размеренная, напевная, вальсовая.

- обработка музыки Генри Пёрселла для "Моцарта и Сальери", потому что "не должен Моцарт звучать в трагедии о Моцарте, его музыка настолько возвышенная, что не согласуется с той массой грехов, которая есть в тексте Пушкина".

Композитор показал, как в сказках Пушкина уживаются фольклорные более традиционные варианты музыки, и как свежо звучат более яркие, энергичные, нестандартные, отрывистые, напряженные и нагнетающие саспенс, минималистичные, юмористические, в стиле немого кино, балетные и даже попсовые варианты.

Лектор Антон Висков вспомнил и своего учителя композитора Геннадия Гладкова, который говорил, что нет никого лучше среди исполнителей, чем драматический актер. Поэтому ученик пишет так, чтобы партии могли исполнять и профессионалы академического пения, и драматические артисты. И отметил, что ухо современного человека и его музыкальное мышление устроено так, что в музыкальном произведении обязательно нужен ритм.

Рекомендации от лектора к просмотру:
  • Фильм "Король танцует"
  • Спектакль "Укрощение строптивой" И. Владимирова

Вам может быть интересно: