Григорий Иоффе
Этот рабочий инструмент был, наверное, основным орудием производства на урановых рудниках Северный-Восточный на Чукотке, в 60 километрах от Певека, в 40-е - 50-е годы прошлого века. Нашел его и привез в Ленинград уже в 90-е фотокорреспондент районной газеты "Полярная звезда" Александр Нестеренко - вместе с серией фотографий из тех столь отдалённых мест. А потом в течение нескольких лет мы с ним собирали материалы для книги, искали (и находили!) людей, бывших заключенных, добывавших для первых советских атомных реакторов и атомных бомб урановую руду, И, наконец, в 1998 году издали книгу, которую вы видите на снимке вверху.
А через полтора десятка лет случилось, по инициативе директора типографии ААНИИ Ильи Сергеевича Балагурова, второе издание, дополненное новыми материалами и большим количеством фотографий.
Эту книгу сегодня может бесплатно прочитать каждый, кто заглянет в электронную библиотеку "Росатома".
Что же касается кайла: сегодня, после долгих лет хранения в издательстве "Петербург - ХХI век" и в типографии ААНИИ, оно, наконец, нашло свой последний приют в Государственном музее политической истории России, куда я его передал из рук в руки ответственному хранителю фонда вещественных реликвий Ирине Олеговне Селиной и старшему научному сотруднику Александру Павловичу Смирнову (который и запечатлел этот исторический момент).
Но и сам я, как обычно, без подарка из музея не ушел. Недавно это была книга:
А сегодня - еще одна, совсем недавно изданная музеем, которую нельзя держать в руках без волнения и читать без слёз. Автор-составитель - А.П. Смирнов. "Блокадные дневники и реликвии обороны Ленинграда из коллекции Музея политической истории России".
Об этом пронзительном издании я напишу отдельно. А сегодня к сказанному выше добавлю ссылки на несколько публикаций, связанных с книгой о сталинских лагерях.
"Волчий камень. Урановые острова архипелага ГУЛАГ"