До кинотеатров, наконец, добрался настоящий долгострой — фильм Ильи Учителя «Летучий корабль», основанный на одноименном советском мультфильме. Для отечественного проката в последнее время это уже стало доброй (или нет) традицией — все переосмыливать и переделывать ленты, навсегда вписанные в наш культурный код. Получилось ли в этот раз осовременить сказку? Стоило ли ожидание свеч? И при чем тут бабки каннибалы? Рассказываем в нашей рецензии.
Очевидно, отечественный кинематограф последние годы переживает серьезный кризис. В чем тут дело, размышлять можно долго. То ли недостаток идей, то ли элементарное неумение заглянуть в будущее, а не в прошлое. Судите сами — вот на экраны выходят «переосмысленные» «Бременские музыканты» с сомнительной графикой (животные так и вовсе будут сниться зрителям в кошмарах), вот режиссеры добираются до Емели-дурачка, тут же рядом ходит пресловутый «Конек-горбунок», от которого у любого мурашки бегут по спине. Вот очередь дошла и до «Летучего корабля». В качестве собственной версии можем выдвинуть следующее — за неимением собственных оригинальных концептов режиссеры идут на нехитрый ход — сыграть на чувстве ностальгии у зрителя, тем самым замаскировав собственную творческую импотенцию. И ладно бы, допустим, фильмы получались достойными (или хотя бы смотрибельными). Так нет, это всегда нечто максимально пестрое, гротескно-нелепое, вопиюще-безвкусное, похожее, скорее, на снафф-видео, а не на достойную киноадаптацию.
Но опустим лирику, не будем нагружать читателя своими терзаниями о состоянии отечественного кино. Переходим к препарированию, прости, Господи, «Летучего корабля» (2024).
Если вы, как и мы, нежно любите оригинальный мультфильм, то наверняка помните сюжет. Царь планирует выдать свою дочь Забаву за богатого боярина Полкана, но гордая девушка не согласна. Ее сердцем уже завладел простодушный трубочист Иван, который предлагает ей бросить все и отправиться на поиски счастья. Ища выход из непростой ситуации, Забава обещает выйти замуж только за того, кто построит летучий корабль. Полкан говорит, что купит его, но Ваня решает построить сам. С помощью Бабок Ежек и Водяного парню удается построить летающее судно. Полкан пытается завладеть им, но в конце концов терпит неудачу, а Забава и Ваня улетают на корабле.
Простая, но талантливая анимация, запоминающиеся песни и харизматичные герои навсегда вписали картину в историю отечественного кино. Секрет тут прост — над созданием трудились по-настоящему талантливые люди, горевшие любовью к своему делу. Чего уж точно нельзя сказать про ремейк.
Первое, что бросается в глаза, это «кислотность» фильма. Буквально с первых кадров зритель попадает не в детскую сказку, а в бэд-трип, где каждая деталь, каждый цвет выкручены на максимум. В кадре ежесекундно помещается вся цветовая палитра, а герои одеты так, будто существуют не в сказочном мире, а в воображении человека «под чем-то». Это больно, друзья, поверьте. Это буквально больно смотреть. Но, если упустить явный промах цветокорректора, то… становится еще хуже.
Оригинальный мультфильм идет минут 20. За это время перед зрителем разворачивается история о любви, зависти, мечте, дружбе, взаимопомощи и стремлении. Фильм идти 20 минут не может, а потому киноадаптаторам пришлось разбавлять его собственными находками. И вот тут начинается настоящий ад.
Во-первых, Иван у нас теперь не трубочист (не кошерно, видимо), а моряк, прибывший из дальнего плавания. Забава стала капризной, глупой девочкой-мажоркой, мечущейся между двумя парнями — главным героем и Полем (его сыграл Андрей Бурковский). Последнего в мультике не было, его режиссер добавил как альтернативу Полкану. Для того, чтобы покорить сердце красавицы, Поль привозит издалека «монстра» - ведьму Леди Джейн (роль досталась Полине Гагариной). С ней в фильме будет небольшой плот-твист, на котором не будем заострять внимание (это просто неинтересно).
Дальше — больше. Как и в мультике, Иван отправляется в волшебный лес на поиски сокровищ. Тут он натыкается на необычных существ. Первым чудищем становится (внезапно) Соловей-разбойник, от грима которого хочется плакать. Его появление никак не обосновано, не прописано, да и в целом не нужно. Возможно, вписали его для того, чтобы у Ивана был повод спеть культовую «На заре».
Следом за человеком-птицей герой встречает Бабок Ежек, которые являются… каннибалами. Да-да, вы не ослышались, придурковатые, но милые бабули из мультика в ремейке едят людей. Про грим и повадки бабушек и вовсе говорить не будем. Вам стоит знать только то, что их сыграл Данила Козловский. А, значит, классические шептания реплик на месте. И если сначала бабки-каннибалы представляются зрителю, как отрицательные персонажи, то потом вдруг становятся хорошими (у них там своя мотивация). Но факт-то остается фактом: в детском фильме хорошими героями становятся БАБКИ, КОТОРЫЕ ЕДЯТ ЛЮДЕЙ. Вам смешно? Нам вот не очень.
Ну и под занавес — Водяной, говорящий голосом Сергея Гармаша. Да, артист старается, даже порой выдает неплохой накал эмоций, но то, как он нарисован, заставляет задуматься о профессионализме дизайн-вузов. То он дергается, то не вписывается в окружающее пространство, то и вовсе выглядит так, будто его склепали на коленке пьяные студенты-первокурсники. Не верим, товарищ режиссер.
Кстати, мы уже упоминали, что в фильме использованы не только песни из мультика? Да, помимо полюбившихся композиций сюда зачем-то вставили «На заре» группы «Альянс», «Хоп Хей Лала-лей» Агутина и «Верхом на звезде» Найка Борзова. Ну и ладно, черт бы с ними, забивайте хронометраж, как хотите, но Боже правый, позовите талантливых вокалистов! Нет, дорогой зритель, слушай почти два часа, как надрывно старается репер Федук и сестра режиссера Анна Пересильд, прославившаяся благодаря роли в «Слово пацана».
Итак, что же мы получаем в итоге? А ничего хорошего. Совершенно неясно, чем руководствовался товарищ режиссер, когда собирал каст, когда нанимал костюмера, когда выбирал вокалистов, читал сценарий, отсматривал смонтированный материал и в какой-то момент сказал: «Ну все, готово, отправляйте в кинотеатры». Это не фильм, это — групповое изнасилование культовой классики, двухчасовая пытка, способная разозлить даже беспристрастного зрителя.
Хочется думать, что это этакий постмодерн, хитрый план по выведению зрителя на эмоции, а критиков — на излияния желчи в интернете. Но, честно говоря, верится с трудом.
6+