Предыдущая глава:
Ночевали мы снова в палаточном городке, чтобы утром отправиться на еще один удивительный остров. Большой Заяцкий.
Этот остров – загадка Соловецкого архипелага. Загадка, дошедшая до нас сквозь тысячелетия, неразрешенная и непознанная. На этом маленьком клочке суши всего лишь в 1 квадратный километр одно из самых больших скоплений древних лабиринтов и каменных курганов в мире! Что значат эти узоры, никто не знает. Когда 500 лет назад сюда приплыли монахи, они обнаружили их, но трогать не стали. Выложили только каменный крест из таких же камней. Сами капища не тронули. Боялись. Советская власть, уж на что свободная от мистических предрассудков, тоже почему-то не трогала каменные рисунки. Точнее один из курганов все-таки разобрали. Нашли там человеческий пепел и инструменты. Из чего сделали вывод, что курганы – это захоронения, могилы. Но если это древнее кладбище, то почему их так мало? Зачем было делать лабиринты? Зачем так много? Почему разной формы?
Официальная точка зрения говорит о том, что лабиринтам от 4 до 2 тысяч лет, что строили их древние саамы, приплывавшие на острова в древности. Но с языка саамов лабиринты называются «дома великанов», так, словно бы они сами нашли их на этих островах и дали им название. Как арабы пришли на территорию современного Египта и нашли построенные пирамиды, точно так же пришли ацтеки и приспособили Теночтитлан под свои обряды.
Северные лабиринты – очень таинственное явление. Они находятся не только на Б.Заяцком острове. Есть лабиринты на других островах архипелага. И на Анзере, и на Соловецком. Есть в других регионах Беломорья. На островах Кандалакшского залива, и на архипелаге Кузова. Есть подобные лабиринты и на островах Онежского и Ладожских озер, и в Финском заливе.
Если посмотреть еще шире, то подобные древние памятники можно найти под разными именами во всех северно-европейских странах.
В Финляндии они известны как atulintarha, что значит «забор великанов», в Швеции – trel-leberg или troteberg, а в северной Германии schwedenring (шведский круг) или wunderburg (чудесная крепость) и так далее. Исландия, Дания, Норвегия, Англия… Что это? Ученые ни одной из этих стран не смогли ответить.
Мне больше всего понравилась версия археолога В.А.Бурова, который искал описание беломорских лабиринтов в народном карело-финском эпосе «Калевала». Согласно этой версии, «рукава» лабиринтов символизируют змей подземного царства, а насыпи в центре – это образы Мировой горы, в недрах которой находится царство смерти.
Н.Н. Виноградов, будучи узником Соловков, как и многие другие ученые, сидевшие в лагере, несмотря на тяжелые условия жизни, изучал местность, растительность, мир Соловков. И, конечно, столь интересные объекты, как соловецкие лабиринты, не могли не привлечь их научного интереса.
Виноградов писал:
"Лабиринты, и есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор.» Он характеризовал лабиринты, как «города мертвых». И далее: «Душа умершего после смерти продолжает жить, сохранив способность покидать свое жилище… Для предотвращения нежелательных посещений saivo-лабиринт сделан с одним входом, с запутанными дорожками и гребнями камней, чтобы духи умерших сами в них запутались и не могли выйти наружу».
В «Калевале» описано место, где живут змеи. Это подземное царство смерти, царство мертвых. Туда попадали «похищенные болезнью», «убитые грозной смертью». Там хозяйничало божество Мана. Попасть в страну Маны можно было через туманную далекую реку Туонелу, которая считалась «святой речной пучиной», рекой ведущей «в вечные потоки Маны».
Важны строки «Калевалы», в которых дано описание наиболее примечательных черт царства мертвых. Есть строки, упоминающие горячие камни, пылающий утес, покров, сотканный из змей. Они являются ключевыми для объяснения композиционной структуры северных святилищ, составной частью которых, как установлено археологами, были лабиринты.
«Горячие камни»-это так называемые каменные груды, или каменные курганы с трупосо-жжениями, зафиксированные и частично раскопанные археологами рядом с каменными лабиринтами.
«Сотканный покров из червей и змей подземных»-это то, что ранее мы определяли для лабиринтов как клубок застывших в камне змей.
Вход в лабиринт-начало подхода к подземелью царства мертвых. Узкая дорожка между телами свернувшихся змей-вполне конкретный путь в царство мертвых. Начавший его не знал, будет ли пройден им этот путь до конца, вернется ли он из лабиринта. Самый опасный участок находился в центре лабиринта, где идущий оказывался между двух голов свернувшихся чудовищ.
«Калевала» в литературной обработке Леннрота содержит топографические и географические привязки входа в подземное мрачное царство мертвых Маналы -Туонелы.
Во-первых, эта страна располагалась на весьма далеком расстоянии от страны Калевалы.
Во-вторых, от прочей земли страна мертвых была отделена широкими водами потока Туонелы (он же река, он же пролив).
В-третьих, страна мертвых располагалась на острове, имевшем весьма важную примету-высокий холм.
В-четвертых, она была покрыта характерной растительностью. Здесь были «дебри лесные» , «низкие местности».
Соловецкие острова подходят по всем указанным параметрам. Это острова, отделенные от суши водами Белого моря. На островах есть и дебри лесные (на Анзере и Б.Соловецком), есть и «низкие местности» - тундра на Большом и Малом Заяцких. Высокий холм на Анзере (Голгофа).
Согласно этой версии Соловецкие острова – это своеобразный культурно-мистический центр Беломорья, «страна Мертвых» описанная в «Калевале», а лабиринты – «входы» в царство смерти Маналы-Туонелы.
На острове живут всего 2 человека (и то не постоянно). Это священник местной церкви и смотритель острова. Остров содержится в строгом порядке. Ходить можно только по деревянным настилам-дорожкам, которые проходят вдоль лабиринтов и дольменов. А вокруг дорожек растет зеленый мох, грибы и северные ягоды, в том числе незнакомая нам ягода вороника. Ягода похожа с виду на чернику, но на вкус довольно пресная. Поэтому у неё есть еще название «водяника», так как она хорошо утоляет жажду и имеет неяркий вкус.
Природа Б.Заяцкого острова очень сильно отличается от Б.Соловецкого острова. Если по-следний похож на Карелию или Финляндию с их смешенными лесами, разрезанными узкими прозрачными озерами, то всего в нескольких километрах от него начиналась настоящая тундра. Вокруг не было высоких деревьев, все словно жалось к земле. Карликовые березы и другие деревья доходили примерно до уровня груди, вся земля была покрыта зеленым ковром из мха и ягеля, из которого, словно островки в этом зеленом море, торчали замшелые камни. Ощущение было такое, словно мы преодолели не 5 километров, а как минимум 500 на север, туда «за черту земли туманной», в царство Сариолы-Похъелы.
Следующая глава:
Оригинал:
#соловки
#путешествия
#россия
#белое_море