Найти в Дзене

Дети, пережившие смерть: как им помочь и что делать взрослым?

Реакция детей на смерть близкого человека часто остается для взрослого непонятной. Детское отражение смерти иногда шокирует окружающих, приводит их в недоумение. Иногда даже неясно, переживает ли ребенок чувство потери. Поэтому взрослые могут не понять, как помочь горюющему ребенку. Рассказывает Уна Журавлева, ведущий психолог Регионального центра «Семья» В большинстве семей не принято говорить о смерти. Тем более не считается нормой обсуждать это с детьми. Но рано или поздно мы сталкивается с потерей дорогих нам людей. Родители, родственники, знакомые семьи, стараясь уберечь ребенка от тяжелых переживаний, иногда пытаются скрыть от него факт смерти. Традиционные представления о том, что «маленькие дети ничего не понимают», «что им все равно» и «они быстро все забудут» – ошибочны. Дети так же, как и взрослые, переживают горе и чувствуют боль утраты. Не стоит делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы научиться жить без любимого чел
Оглавление

Реакция детей на смерть близкого человека часто остается для взрослого непонятной. Детское отражение смерти иногда шокирует окружающих, приводит их в недоумение. Иногда даже неясно, переживает ли ребенок чувство потери. Поэтому взрослые могут не понять, как помочь горюющему ребенку.

Рассказывает Уна Журавлева, ведущий психолог Регионального центра «Семья»

В большинстве семей не принято говорить о смерти. Тем более не считается нормой обсуждать это с детьми. Но рано или поздно мы сталкивается с потерей дорогих нам людей.

Родители, родственники, знакомые семьи, стараясь уберечь ребенка от тяжелых переживаний, иногда пытаются скрыть от него факт смерти. Традиционные представления о том, что «маленькие дети ничего не понимают», «что им все равно» и «они быстро все забудут» – ошибочны.

Дети так же, как и взрослые, переживают горе и чувствуют боль утраты. Не стоит делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы научиться жить без любимого человека.

Давайте попробуем обозначить, какие реакции, проявления, особенности поведения при утрате можно считать нормальными (адекватными) у ребенка?»

Шок – первая реакция на смерть. У детей, как правило, он выражается молчаливым уходом или взрывом слез. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта. Малыши не осознают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме.

Взрослые иногда пытаются навести некий «туман» – пытаются скрыть происходящее за развлечениями, покупками игрушек, сладостей, беспорядочным просмотром телевизора. Все эти действия оказываются не самой лучшей политикой в такой ситуации.

-2

Что делать при шоковой реакции? Обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но не ведите себя так, словно у него болят зубы. Ребенку нужно время, чтобы погоревать, поговорить об ушедшем. Детям, начиная с подросткового возраста, нужно давать возможность участвовать в приготовлении к похоронам, особенно если они сами проявляют инициативу. При таком поведении взрослых дети не будут чувствовать себя одинокими среди опечаленных и занятых делами окружающих.

Отрицание смерти – следующая стадия переживания горя. Как правило, дети в «отрицании» настолько сосредоточены на умершем родном для них человеке, что не в состоянии поверить, что его больше нет рядом. Даже если знают о смерти близкого или видели его мертвым.

Так называемые «поиски» –это очень логичная стадия горя для ребенка. Он в буквальном смысле чувствует, что потерял кого-то, и в его детской логике теперь должен найти его.

-3

Невозможность встретиться с ним порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь.

Отчаяние наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать внимание других людей. Только любовь и терпение взрослых помогут преодолеть это состояние. Детский гнев выражается в том, что ребенок сердится на того, кто его «покинул».

Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотить ногами по полу, подростки вдруг перестают общаться с матерью/ отцом, «ни за что» бьют младшего брата или сестру, грубят учителям.

Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Кроме того, например, в случае утраты одного из родителей, ребенка могут беспокоить различные практические вопросы: «Кто будет провожать меня в школу?», «Кто поможет с уроками?», «Кто даст карманные деньги?». Для более старших детей смерть отца может означать невозможность продолжить учебу и т. п.

Как помочь страдающему ребенку?

Прежде всего необходимо, чтобы переживание разделялось всеми членами семьи. Горе никогда не проходит просто так, само собой. Мы сохраняем близких «живыми» в нашей памяти, и это очень нужно нашим детям. Воспоминания позволят им извлечь позитивный опыт горя, который поддержит их в последующей жизни.

Самое сложное для взрослого – это сообщить ребенку о смерти близкого. Лучше всего, если это сделает кто-то из родных. Когда это невозможно, то сообщить должен тот взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому он доверяет.
-4

Дети должны почувствовать, что их по-прежнему любят и что они не будут отвергнуты. Важно также, чтобы у ребенка не возникло чувства вины в связи со смертью близкого.

Дети могут выплеснуть свой гнев и негодование на взрослого, принесшего печальное известие. Не надо в этот момент уговаривать ребенка взять себя в руки, потому что горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя.

Подростки чаще предпочитают в этот момент остаться в одиночестве. Не спорьте с ними, не приставайте к ним, их поведение естественно и является своего рода психотерапией. Ребенка надо окружить заботой – с точки зрения организации быта, повседневного уклада вещей: готовить ему еду, стелить постель и т. п. Не нужно в этот период взваливать на него «взрослые» обязанности: «Ты теперь мужчина, не огорчай маму своими слезами» (это порой говорится даже 8-летнему ребенку).

Сдерживание слез противоестественно и даже опасно. Но и заставлять ребенка плакать не надо, если он этого не хочет.

-5

В период проживания горя в семье не следует изолировать детей от семейных забот. Все решения должны приниматься совместно. Желательно, чтобы ребенок говорил о своих страхах, хотя к этому его побудить не всегда легко. Потребности детей кажутся нам очевидными, однако мало кто из взрослых понимает, что им требуется признание их боли и страхов, возможность выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека.

Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые возвращаются на работу, дети – в школу. Именно в этот момент потеря становится наиболее острой.

В первые дни после трагедии дети знают, что правомерно любое проявление чувств. По прошествии времени могут появиться такие явления, как энурез, заикание, сонливость или бессонница, ребенок начинает грызть ногти и т. п.

Невозможно дать один рецепт, который подходил бы на каждый случай проживания горя. Главное – взрослым исходить из базовых потребностей ребенка: любви и внимании к нему. Если дети отказываются от еды, можно предложить им помочь приготовить обед для всей семьи, например. Надо вначале самим проявлять гибкость в общении.

Как справиться с агрессивным поведением? Маленьким детям можно дать различные коробки, ящики, бумагу, которые разрешается мять, ломать и крушить. Детям постарше – поручить физическую работу, требующую значительных усилий, или длительную прогулку пешком/ на велосипеде.

-6

Конечно, потеря не забывается, но у семьи есть возможность научиться реагировать, сохраняя при этом эмоциональное здоровье каждого. Любой, даже самый горький, опыт важен, может быть полезным в дальнейшей жизни. Обернитесь: вокруг вас много людей, готовых оказать необходимую эмоциональную поддержку.

Это могут быть друзья, коллеги, родственники, профессиональные психологи. Кто знает, может быть именно их слова и участие окажут столь необходимое в этот момент целебное действие.

Записаться к психологу в тюменский Региональный центр «Семья» можно по телефонам:

8 (3452) 20-21-33, 20-14-47 и 20-40-70.

Друзья, подписывайтесь на наш телеграм-канал❗️

статья также опубликована на сайте «Психологической газеты»