18,7K подписчиков

Каким был конец Каина - первого убийцы в истории человечества?

293 прочитали

Каин был первым ребенком Адама и Евы. После рождения будущего убийцы мать с облегчением сказала: "Приобрела я человека от Господа" (Быт.4:1). Рождение чада Ева приписала не себе, но Богу, поскольку наказание (изгнание из рая), сделало ее, как замечает святитель Иоанн Златоуст, благоразумнее.

Однако перворожденный Евой человек не оказался святым. Каин не имел в сердце никаких духовных расположений. Принося жертву Богу, он совершал простой обряд. И, когда Бог не принял его жертвы, исполнился зависти к брату, после чего жестоко убил его, став, таким образом, первым убийцей на земле.

Бог проклял Каина за такое дело (Быт.4:11). отвратил от него силу землю, дабы она ничего не давала убийце (Быт.4:12), сделал скитальцем и изгнанником (Быт.4:13) и, самое главное, запретил потомкам Адама убивать преступника, дабы он служил страшным примером того, что бывает с людьми, поправшими закон. На Каина Бог поставил особую печать, дабы никто не убил его:

"И сказал... Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт.4:15).

Тем не менее, несмотря на недвусмысленное запрещение Божие и печать Каина - печать убийцы - последний был все-таки убит... Как же это получилось?

Ламех убивает Каина. Мозаика собора в Монреале, Сицилия. Изображение взято в Сети.
Ламех убивает Каина. Мозаика собора в Монреале, Сицилия. Изображение взято в Сети.

Очень просто. Убийство было случайным или нечаянным. По факту произошло то, что в современном законодательстве называется убийством по неосторожности. То есть имело место не тщательно спланированное убийство (каковым, например, было убийство Авеля), а убийство по причине неосторожного поведения и действий при общей невнимательности и рассеянности преступников и несоблюдении ими мер предосторожности...

Что же произошло? А приключилась еврейская "драма на охоте". Каина лишил жизни его собственный потомок в 7 колене - охотник Ламех. Убил не нарочно, но случайно, приняв за дикое животное. Об этом в Книге Бытия повествует так называемая "Песнь Ламеха". По мысли иеромонаха Серафима (Роуза), "Песня" представляет собой "голос совести" Ламеха. В "Песне", охотник признается своим женам: "Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро" (Быт.4:23-24).

Иначе говоря, нечаянно убив Каина, охотник Ламех открыто исповедует свой грех женам, сильно скорбит и печалится об этом происшествии и объявляет себя гораздо более виновным, чем Каин: не в семь раз, но аж 490 раз. Свт. Иоанн Златоуст называет здесь Ламеха "добросовестным" человеком, ибо он, совершив грех, кается в нем и сам себе назначает тяжелейшее наказание.

Мы спорить со Златоустом не будем, но заметим, что ,Ламеха заботит убийство одного только Каина (мужа, который был убит "в язву" ему), но отнюдь не убийство присутствовавшего при этом отрока (оно и понятно: Бог строго-настрого запретил убивать одного только Каина, а об отроке ничего не говорил). Причем здесь "отрок"? А при том, что "отрок" и муж" - это два разных человека. "Мужем" называется Каин, а "отроком" - проводник и оруженосец Ламеха, который присутствовал при убийстве, был к нему причастен, а впоследствии и сам был убит рассвирепевшим из-за ошибки охотником....

Убийство Ламехом Каина. Миниатюра из Библии XIV века. Англия. Изображение взято в Сети.
Убийство Ламехом Каина. Миниатюра из Библии XIV века. Англия. Изображение взято в Сети.

Как это было? Спросим у свт. Димитрия Ростовского. Именно он излагает историю убийства Каина особенно подробно. Итак, согласно свт. Димитрию, престарелый и подслеповатый Ламех отправился гна охоту с неким отроком - своим проводником и оруженосцем. Этот отрок носил на охоте за Ламехом его лук и стрелы. Долго выслеживал Ламех добычу, но увидел ее зоркий отрок. Последний заметил, что в одном месте в лесной чащи ветви с листьями движутся. Там отдыхал Каин, утомившийся от своих скитаний. Отрок, конечно, подумал, что там находится какой-либо дикий зверь, и дал о сем знать Ламеху.

Ламех натянул лук и выпустил стрелу туда, куда указывал отрок.... Так и был убит Каин: стрела попала ему в самое сердце. После этого Ламех проникся жалостью к убитому Каину, а на отрока разгневался и забил его луком до смерти...

Таким образом,, Ламех в один час совершил двойное убийство, лишив жизни и Каина, и своего отрока. Об убийстве Каина охотник сильно сожалел. А вот про отрока не подумал... Возможно, поэтому блаженный Феофилакт Болгарский считал, что Ламех - это "образ людей, убивших Христа, за что отмщено им в семьдесят раз седмижды, именно: рассеянием в плен безвозвратный".

Из всего этого можно сделать вывод о том, что зло порождает зло в семикратном объеме. Святитель Григорий Богослов говорит: "Каин "всемеро" терпит отмщение, то есть несет наказание за братоубийство; Ламех же в «семьдесят раз всемеро» (Быт.4:24), потому что стал убийцею после закона и осуждения. Лучше делать людям добро и бросать его в воду.

Читайте также другие статьи:

Тайные ученики Иисуса: сколько их было и кто они такие?

Кем был Варавва и почему на праздник Пасхи помиловали его, а не Христа

7 интересных фактов о римском сотнике, который командовал распятием Христа

Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?

5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".

Как звали благоразумного разбойника и почему он попал в рай