Всем здравствуйте! Сегодня мы вспоминаем поезд, которым еще в советские годы были связаны Ленинград и Брест. У одного пользователя "ВКонтакте" есть фотография этого состава конца 70-х гг. на Витебском вокзале Ленинграда. Две женщины стоят на фоне зеленого состава. И на табличке очень четко видно название - "Буг". По соображениям персональных данных я не буду публиковать эту фотографию - любой может найти ее в сети, если такое желание возникнет. А вот окошко более современного состава опубликую:
В советские годы состав имел № 49/50. В настоящее время это № 051/052 (такой был раньше у минского состава, который назывался "Звезда" или "Звязда" на белорусском). Судя по комментариям он был не просто хорошим, а очень хорошим. Видимо, власти опасались, что им могут воспользоваться иностранцы, перешедшие границу и решившие совершить поездку в Ленинград, а потому за состоянием тщательно следили.
Маршрут поезда из Ленинграда на Брест был до безобразия прост. Практически по меридиану поезд с Витебского вокзала устремлялся в сторону Орши. Вот смотрите долготу основных опорных пунктов:
- Санкт-Петербург - 30 градусов 19 минут в.д.;
- Витебск - 30 градусов 10 минут в.д.;
- Орша - 30 градусов 24 минуты в.д.
А затем уже через Минск уходил на юго-запад в сторону советско-польской границы. Вот маршрут современного состава № 051/052.
В 1998 году я почти повторил маршрут этого поезда, но на автобусе и немного более западным вариантом - не через Витебск, а через Полоцк на Минск. В 8 утра выехали от метро "Московская" в 2 часа ночи были в Бресте. Итого 18 часов. Современный состав преодолевает расстояние от Санкт-Петербурга до Бреста за 17 часов 50 минут. Назад - 17 часов 54 минуты. Поразительная стабильность. А вот сколько времени уходило в 80-е годы? Сравним?!
Итак, давайте полюбуемся красивейшим зданием вокзала Брест-Центральный.
Руководство страны, видимо, действовало в строгом соответствии с принципом "Встречают по одежке", трансформировав его в "Встречают одежкой". Понятно, что это одно из первых зданий, которое видят иностранцы въезжающие в СССР, а потому оно должно быть великолепным! Кстати, старое здание вокзала, которое открывали в присутствии Александра III тоже было выдающимся по тем меркам. Там было электрическое освещение, водяное отопление. Но то здание будет разрушено еще в Первую мировую войну. Поляки построят новое здание, которое реконструировали / перестроили уже после войны. Курировал вопрос К.Е. Ворошилов.
Итак, смотрим график отправления составов в 1987 году и в 2024 году:
- 1987 год - 15:15;
- 2024 год - 14:12.
Разница 1 час 3 минуты. Сравнивать будет очень легко )
В 80-е гг. ХХ века станции Жабинка и Оранчицы состав пролетал без остановок (в 2024 году останавливается на пару минут на каждой из них), а вот на станции Береза делают остановку оба состава:
- 1987 год - 16:15;
- 2024 год - 15:25 (то есть современный состав за 1 час с небольшим делает три (!) остановки).
Вот только в 1987 году состав останавливался на станции Береза-Картузская. Вот так выглядит этот вокзал (так и белорусский выучим - Бяроза):
А в 2024-м году - это станция Береза-Город (и здесь почему-то не Бяроза, а Береза):
Береза-Картузская - это западные окраины города, Береза-Город - центр.
Следующая станция еще через двадцать с небольшим минут - Ивацевичи. Все легендарные места первых дней войны.
- 1987 год - 16:44;
- 2024 год - 16:03.
У современного состава есть еще техническая 9-минутная остановка на станции Бронная гора. И в итоге разница во времени между поездами с 63 минут сократилась уже до 41 минуты.
Ну а далее уже Барановичи:
- 1987 год - 17:29 (и стоянки везде максимум 5 минут пока);
- 2024 год - 16:47.
Все эти участки мной были очень подробно описаны вот в этих публикациях:
А вот вокзалом в городе давайте полюбуемся:
Ну что, выучили еще два белорусских слова? ))) Чыгуначны вакзал!
А далее уже Минск:
- 1987 год - 19:17;
- 2024 год - 18:24.
Современный состав № 052 почти наверстал упущенное на предыдущих участка. Разница 53 минуты. До восстановления статуса-кво осталось 10 минут.
Следующая станция на нашем пути - Борисов. Еще одно легендарное место боев начала июля 1941 года на Березине:
- 1987 год - 20:33;
- 2024 год - 19:41.
Пока складывается такое ощущение, что ходом современный состав не может догнать свой аналог из 80-х. разница 52 минуты.
И вот уже станция поворота - Орша-Центральная. Там такое количество путей в городе, что в глазах рябит:
Время прибытия составов:
- 1987 год - 22:10;
- 2024 год - 21:15.
Разница между сравниваемыми графиками стала 55 минут, и это при том, что в 2024 году есть еще одна промежуточная станция -Толочин.
Ну а далее уже на Витебск:
- 1987 год - 23:45;
- 2024 год - 22:47.
Буквально по кусочкам выгрызает потерянное время состав 2024 года )
Вот вокзал этого прекрасного белорусского города:
Далее у состава 2024 года будут остановки на станциях Городок, Грибачи, Невель-2 и Новосокольники. В 80-е годы всё было проще - Городок и сразу же Новосокольники. На последней станции из списка составы окажутся в:
- 1987 год - 02:44;
- 2024 год - 01:21. И стоянка здесь у него будет 40 минут против 14 минут 37-ю годами раньше!
Как-то радикально на вокзале в этом городе меняли цвет стен. От светло-желтого до насыщенного голубого.
И осталась нам буквально пара станций до Витебского вокзала Ленинграда / Санкт-Петербурга, но совпадает из них лишь одна - Дно:
- 1987 год - 06:24;
- 2024 год - 04:25!
Что произошло с так хорошо идущим составом № 50 в 80-е годы?! ЧТО?! Почему он этот участок преодолел на целый час медленнее?! Я уж было подумал, что дело в переводе часов может быть. Но нет, время везде московское. Вот так бывает!
Ну и Витебский вокзал северной столицы:
- 1987 год - 10:40;
- 2024 год - 08:06.
Эх, не сдюжил состав 1987-го года! А так все хорошо начиналось! Время в 1987 году 19 часов 25 минут против 17 часов 54 минут в наши дни. Полтора часа разницы.
Вот такая история этих поездов. Спасибо, что читаете. До встречи!
P.S. Все статьи про фирменные поезда собраны в подборку, которая доступна по ссылке ниже