Найти тему

Фирменный поезд "Буг". Ленинград - Брест. Вспоминаем № 49/50 и сравниваем с современным № 51/52

Всем здравствуйте! Сегодня мы вспоминаем поезд, которым еще в советские годы были связаны Ленинград и Брест. У одного пользователя "ВКонтакте" есть фотография этого состава конца 70-х гг. на Витебском вокзале Ленинграда. Две женщины стоят на фоне зеленого состава. И на табличке очень четко видно название - "Буг". По соображениям персональных данных я не буду публиковать эту фотографию - любой может найти ее в сети, если такое желание возникнет. А вот окошко более современного состава опубликую:

Поезд Брест - Санкт-Петербург. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поезд Брест - Санкт-Петербург. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В советские годы состав имел № 49/50. В настоящее время это № 051/052 (такой был раньше у минского состава, который назывался "Звезда" или "Звязда" на белорусском). Судя по комментариям он был не просто хорошим, а очень хорошим. Видимо, власти опасались, что им могут воспользоваться иностранцы, перешедшие границу и решившие совершить поездку в Ленинград, а потому за состоянием тщательно следили.

Маршрут поезда из Ленинграда на Брест был до безобразия прост. Практически по меридиану поезд с Витебского вокзала устремлялся в сторону Орши. Вот смотрите долготу основных опорных пунктов:

  • Санкт-Петербург - 30 градусов 19 минут в.д.;
  • Витебск - 30 градусов 10 минут в.д.;
  • Орша - 30 градусов 24 минуты в.д.

А затем уже через Минск уходил на юго-запад в сторону советско-польской границы. Вот маршрут современного состава № 051/052.

Санкт-Петербург - Брест. Яндекс.Расписание
Санкт-Петербург - Брест. Яндекс.Расписание

В 1998 году я почти повторил маршрут этого поезда, но на автобусе и немного более западным вариантом - не через Витебск, а через Полоцк на Минск. В 8 утра выехали от метро "Московская" в 2 часа ночи были в Бресте. Итого 18 часов. Современный состав преодолевает расстояние от Санкт-Петербурга до Бреста за 17 часов 50 минут. Назад - 17 часов 54 минуты. Поразительная стабильность. А вот сколько времени уходило в 80-е годы? Сравним?!

Итак, давайте полюбуемся красивейшим зданием вокзала Брест-Центральный.

Брест-Центральный. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Брест-Центральный. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Руководство страны, видимо, действовало в строгом соответствии с принципом "Встречают по одежке", трансформировав его в "Встречают одежкой". Понятно, что это одно из первых зданий, которое видят иностранцы въезжающие в СССР, а потому оно должно быть великолепным! Кстати, старое здание вокзала, которое открывали в присутствии Александра III тоже было выдающимся по тем меркам. Там было электрическое освещение, водяное отопление. Но то здание будет разрушено еще в Первую мировую войну. Поляки построят новое здание, которое реконструировали / перестроили уже после войны. Курировал вопрос К.Е. Ворошилов.

Итак, смотрим график отправления составов в 1987 году и в 2024 году:

  • 1987 год - 15:15;
  • 2024 год - 14:12.

Разница 1 час 3 минуты. Сравнивать будет очень легко )

В 80-е гг. ХХ века станции Жабинка и Оранчицы состав пролетал без остановок (в 2024 году останавливается на пару минут на каждой из них), а вот на станции Береза делают остановку оба состава:

  • 1987 год - 16:15;
  • 2024 год - 15:25 (то есть современный состав за 1 час с небольшим делает три (!) остановки).

Вот только в 1987 году состав останавливался на станции Береза-Картузская. Вот так выглядит этот вокзал (так и белорусский выучим - Бяроза):

Береза-Картузская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Береза-Картузская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А в 2024-м году - это станция Береза-Город (и здесь почему-то не Бяроза, а Береза):

Береза-Город. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Береза-Город. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Береза-Картузская - это западные окраины города, Береза-Город - центр.

Следующая станция еще через двадцать с небольшим минут - Ивацевичи. Все легендарные места первых дней войны.

  • 1987 год - 16:44;
  • 2024 год - 16:03.

У современного состава есть еще техническая 9-минутная остановка на станции Бронная гора. И в итоге разница во времени между поездами с 63 минут сократилась уже до 41 минуты.

Ивацевичи. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ивацевичи. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а далее уже Барановичи:

  • 1987 год - 17:29 (и стоянки везде максимум 5 минут пока);
  • 2024 год - 16:47.

Все эти участки мной были очень подробно описаны вот в этих публикациях:

А вот вокзалом в городе давайте полюбуемся:

Барановичи. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Барановичи. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну что, выучили еще два белорусских слова? ))) Чыгуначны вакзал!

А далее уже Минск:

  • 1987 год - 19:17;
  • 2024 год - 18:24.

Современный состав № 052 почти наверстал упущенное на предыдущих участка. Разница 53 минуты. До восстановления статуса-кво осталось 10 минут.

Минск. Вокзал. Фото из открытых источников. Яндекс.Картинки
Минск. Вокзал. Фото из открытых источников. Яндекс.Картинки

Следующая станция на нашем пути - Борисов. Еще одно легендарное место боев начала июля 1941 года на Березине:

  • 1987 год - 20:33;
  • 2024 год - 19:41.

Пока складывается такое ощущение, что ходом современный состав не может догнать свой аналог из 80-х. разница 52 минуты.

Борисов. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Борисов. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот уже станция поворота - Орша-Центральная. Там такое количество путей в городе, что в глазах рябит:

Орша. Яндекс.Карты
Орша. Яндекс.Карты

Время прибытия составов:

  • 1987 год - 22:10;
  • 2024 год - 21:15.

Разница между сравниваемыми графиками стала 55 минут, и это при том, что в 2024 году есть еще одна промежуточная станция -Толочин.

Орша-Центральная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Орша-Центральная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а далее уже на Витебск:

  • 1987 год - 23:45;
  • 2024 год - 22:47.

Буквально по кусочкам выгрызает потерянное время состав 2024 года )

Вот вокзал этого прекрасного белорусского города:

Витебск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Витебск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Далее у состава 2024 года будут остановки на станциях Городок, Грибачи, Невель-2 и Новосокольники. В 80-е годы всё было проще - Городок и сразу же Новосокольники. На последней станции из списка составы окажутся в:

  • 1987 год - 02:44;
  • 2024 год - 01:21. И стоянка здесь у него будет 40 минут против 14 минут 37-ю годами раньше!

Как-то радикально на вокзале в этом городе меняли цвет стен. От светло-желтого до насыщенного голубого.

Новосокольники. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Новосокольники. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И осталась нам буквально пара станций до Витебского вокзала Ленинграда / Санкт-Петербурга, но совпадает из них лишь одна - Дно:

  • 1987 год - 06:24;
  • 2024 год - 04:25!

Что произошло с так хорошо идущим составом № 50 в 80-е годы?! ЧТО?! Почему он этот участок преодолел на целый час медленнее?! Я уж было подумал, что дело в переводе часов может быть. Но нет, время везде московское. Вот так бывает!

Ну и Витебский вокзал северной столицы:

  • 1987 год - 10:40;
  • 2024 год - 08:06.

Эх, не сдюжил состав 1987-го года! А так все хорошо начиналось! Время в 1987 году 19 часов 25 минут против 17 часов 54 минут в наши дни. Полтора часа разницы.

Витебский вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Витебский вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот такая история этих поездов. Спасибо, что читаете. До встречи!

P.S. Все статьи про фирменные поезда собраны в подборку, которая доступна по ссылке ниже

Фирменные поезда | Современные маршруты по историческим местам | Дзен