Найти тему

Барановичи - Брест. Путевые заметки нетипичного экскурсовода

Мы все дальше отдаляемся от начальной точки нашего путешествия и всё ближе приближаемся к государственной границе Беларуси и Польши. И сегодняшний день мы посвятим участку от города Барановичи до Бреста. Своим возникновением Барановичи обязаны проведению в эти места железной дороги. Даже на гербе города изображен паровоз, что говорит о многом. Как вот вдоль Транссиба многие города (в том числе и очень крупные, например, Новосибирск) возникали именно благодаря железной дороге, так и в эти края развитие пришло с приходом стальных магистралей. В Беларуси же железную дорогу именуют чугунка - чыгункi. И своим заездом в этот город Барановичи тоже обязаны железной дороге. Ведь если бы не было ее, то не было бы и одного из главных мест притяжения в городе - железнодорожного музея. А что еще там делать то?! Нет, есть, конечно, на что посмотреть. Но... У нас же с вами нетипичная экскурсия. По крайней мере, я искренне стараюсь сделать ее таковой. Все эти церкви, городища, курганы, памятники - это есть почти во всех городах. Поэтому мы стараемся говорить о каких-то уникальных объектах.

Но сначала про сам город. И это достаточно крупный центр - под 175 тыс. чел. население. Но лишь восьмое место среди городов Беларуси.

Почти все знаковые места в белорусских городах были уничтожены в годы Великой Отечественной войны. Поэтому искать тут подлинные постройки с многовековой историей практически бесполезно. Старыми здесь считаются дома первых послевоенных лет. Вот как этот, например:

Барановичи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Барановичи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но в целом очень многое связано с железными дорогами, которые пересекаются здесь с самых разных направлений. В конце 1905 году железнодорожники устроили здесь массовую стачку. А в годы Первой мировой войны именно здесь на протяжении года и пяти дней располагалась ставка верховного главнокомандующего, куда не менее 10 раз в 1914-1915 гг. приезжал Николай II. А сама ставка располагалась в двух железнодорожных составах!

Наверное поэтому здесь аж два музея на эту тематику:

  • Музей истории железной дороги;
  • Музей железнодорожной техники.
Музей железнодорожной техники. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Музей железнодорожной техники. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Объездная дорога проходит к северу от города, сохраняя общее направление на юго-запад. И вот я помню конец 90-х гг. в Петербурге, откуда ходил поезд в Барановичи с прицепным вагоном до Бреста. Столь значимой была железнодорожная станция в этом месте.

Не доезжая до Барановичей, можно отвернуть на север и сделать небольшой крюк к деревне Заосье. По основной версии, именно это место рождения Адама Мицкевича. Он считается самым известным польским поэтом, но при этом на территории современной Польши Мицкевич никогда и не жил. Но при этом ревностно защищал интересы страны, отстаивал ее государственность. Например, уже когда он был достаточно известен, Мицкевич будет уволен из французского университета за то, что заявил, что единственной католической страной в мире является Польша. Наверное, он просто перепутал времена в иностранном языке )

В университете Вильно он должен был изучать физику и математику, а оказался на филологии. В итоге, его исключают за вольнодумство, и Мицкевич оказывается в Петербурге, да еще и в самый разгар движения декабристов. В 1830 году он уезжает во Францию, где снова "застает" революцию. В 1848 году он не только наблюдает со стороны за революционными событиями в Париже, но и становится их участником. Революции прямо преследуют его на протяжении всей жизни. Ну а усадьба в Заосье выглядит вот так:

Музей-усадьба Мицкевича. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Музей-усадьба Мицкевича. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Практически сразу после выезда из Барановичей к югу будет расположена небольшая деревня Ястрембель. В принципе ничего особенного, если бы не один особняк, который там находится:

Усадьба в деревне Ястрембель. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Усадьба в деревне Ястрембель. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Он, конечно, в сильно заброшенном состоянии, однако общие контуры просматриваются. Вот восстановят - и будет точно место притяжения для туристов. Причем усадебный дом был спроектирован его владельцем - инженером по образованию.

Ну а буквально в паре десятков километров от Барановичей находится природный заказник - Выгощанское. Это место - водораздел Черного и Балтийского морей. Причем высота над уровнем моря здесь менее 200 метров, а до морей многие сотни километров (даже до Балтийского, которое ближе). Леса и болота.

Две речки в этих краях - Ясельда и Щара соединены каналом, который называется Огинским. Фактически это означает существование пути из Балтийского моря в Черное через эти места.

Огинский канал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Огинский канал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а сам заказник выглядит вот так:

Выгощанское болото. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Выгощанское болото. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Это одно из мест притяжения орнитологов со всего мира, поскольку находится в центре миграции птиц. Здесь даже сложилось специальное направление, которое называется bird watching - бердвотчинг.

В 70-е гг. ХХ века здесь начали строить правительственную дачу. Курировал проект сам первый секретарь компартии Белоруссии Петр Машеров. Но после его гибели - автокатастрофа на "Чайке" была очень резонансной - проект свернули. Кстати, Машеров, по мнению многих, был одним из первых претендентов на пост преемника Брежнева. Чуть южнее будет мемориал, который называется Машерова гора. Считается, что его воздвигли в районе, где действовал партизанский отряд, которым руководил Машеров. По другой версии, здесь он приземлился на вертолете, когда облетал как-то сельхозпредприятия Белоруссии. В первую версию верится однозначно больше, конечно.

Спускаемся еще чуть ниже по трассе, и минуем отворот на Слоним - один из древнейших городов Беларуси. Тот самый, где самый высокий объект на территории Беларуси - телебашня.

А еще далее будет поселок Ружаны с остатками былой роскоши, как принято говорить. Огромнейший дворцовый комплекс, который еще ждет своего часа по реставрации. Что-то уже сделали, но до полного завершения там еще очень далеко. Резиденция известнейшего рода - Сапега.

Ружаны. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ружаны. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В самом конце XVI века здесь появился Лев Сапега, который построил замок. Вот на месте этого замка потом и возникнет дворец. А дальше история как в плохом фильме каком-то. При очередном разделе Речи Посполитой замок сдается в аренду одному местному предпринимателю, как сказали бы сейчас, который переоборудовал его в... суконную фабрику. За 50 лет приходит в полный упадок парк вокруг дворца, в Первую мировую войну пожар происходит в самом дворце. Причем не столько по причине боевых действий или иных аналогичных сопутствующих войне событий, а по недосмотру прачек. Окончательно же он будет разгромлен в 1944 году. Дворец восстанавливают, но очень медленными темпами.

Двигаемся дальше. И создается такое впечатление, что в Беларуси дороги как специально прошли на некотором удалении от известнейших объектов. И вот к северу от местечка Иванцевичи таких объектов не один, а сразу два.

Первый это дворец Пусловских, а второй - усадьба, где родился лидер польского восстания 1794 года - Тадеуш Костюшко. Оба дома очень сильно пострадали от огня в годы Великой Отечественной войны. Причем сожгли их не немцы, а партизаны, которые полагали, что в зданиях могут быть госпитали.

Дворец Пусловских. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Дворец Пусловских. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Усадьба Костюшко. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Усадьба Костюшко. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Коссовский дворец, так его называют по близлежащему населенному пункту, имеет свои легенды. Например, местные считали, что у владельца замка есть настоящий лев, которого тот выпускал для охраны помещений. Есть легенда и про подземный ход, по которому чуть ли не на карете проехать можно. В общем, дворец еще только восстанавливают, осталась территория. Само здание снаружи уже готово. А внутри еще много работы.

Ну а про Костюшко нужно будет поговорить, когда речь дойдет до его восстания. Человек интереснейший, которого Екатерина II считала чудовищем. Когда отец его девушки отказал Костюшко в свадьбе, тот оказывается в Америке, где участвует в войне за независимость. Причем часть специалистов полагает, что именно Костюшко предложил идею флага США.

Итак, это от Иванцевичей на север. Не менее живописный объект, но в меньших масштабах, находится в городе Пружаны, что также на определенном отдалении от трассы. Это усадьба Швыковских. Вот смотрю сейчас на его фотографии, и есть тут что-то от венецианского стиля - такие же окна с тоненькими колоннами между ними над балконом. Дворец здесь ласково называют Пружанский палацик )

Усадьба Швыковских в Пружанах. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Усадьба Швыковских в Пружанах. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Само же название Пружаны можно расшифровать как жители у пруда. И вот какое еще наблюдение. Белорусские дорожные строители, видимо, достаточно хорошо в школе изучали геометрию, четко усвоив, что кратчайший путь между двумя точками есть прямая. И в результате, так они и прокладывали дороги в Республике. Вот, например, от Минска до Бреста:

Трасса Минск - Брест. Google.maps
Трасса Минск - Брест. Google.maps

Почти 350 км и всё по прямой. У меня такое чувство, что даже если бы Барановичи оказались чуть в стороне, то никто не стал бы к ним приближать дорогу. То есть даже крупные населенные пункты находятся от нее на удалении, тот же Несвиж, Слоним, Ружаны, Каменец. Вот и с Пружанами та же история. Ну и еще один интересный факт. Среди лауреатов Нобелевской премии не так много белорусов и россиян. Но есть несколько выходцев из наших стран. И вот один из них из семьи выходцев как раз из Пружан - Мартин Льюис Перл. Известный физик, работавший в области малых частиц.

Ну а почти на трассе находится город с названием Береза, знаменитый остатками монастыря картезианцев. Восстановили там только проходные ворота. Смотрится немного нелепо, если честно. То есть либо восстанавливать всё, либо уж ничего. Но когда у вас в огромном кирпичном объекте лишь маленькое белое пятно, то это как-то странно.

Береза. Остатки монастыря. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Береза. Остатки монастыря. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Это было одно из самых аскетичных "заведений" подобного рода. Монахи вообще не могли иметь никаких личных вещей. У них не было ни постели, ни подушек. Общались друг с другом монахи тоже минимально. Даже трапезы проходили отдельно. Лишь раз в год они собирались за одним столом. В 1706 году монастырь посетил Карл XII, тот самый, который был королем Швеции во время Северной войны.

И вот уже позади остается последний крупный город до Бреста - Кобрин. Ну а мы будем копить силы уже на сам Брест, который будет в следующей публикации. Буду рад вашим комментариям. Вдруг кто-то есть из этих мест среди моих читателей. Спасибо заранее!