Найти тему
All That Jazz

Продолжим рассматривать многочисленные грани польского джаза

Продолжим рассматривать многочисленные грани польского джаза
Продолжим рассматривать многочисленные грани польского джаза

Вряд-ли я слишком ошибусь, если скажу, что польский джаз в своём стремлении к многообразию и открытию новых измерений джазовой музыки лишь немного уступает современной британской джазовой сцене, при том, что британский джаз развивается, в основном, за счёт молодых музыкантов, выходцев из различных регионов планеты, а развитие польского джаза преимущество базируется на своих собственных талантах.

Поэтому, весьма впечатляет количество и качество команд и исполнителей на польской джазовой сцене - невозможно в рамках даже нескольких постов упомянуть всех достойных внимания исполнителей, в пору создать отдельный канал посвящённый польскому джазу - возможно кто-то возьмётся за это дело. Но с некоторыми молодыми креативным командами, которые и двигают польский джаз к новым высотам, комбинируя его со всем чем только можно и нельзя - начиная от рока, фолка и нео-классики, и заканчивая хип-хопом, авангардной электроникой и панком, мы познакомимся сегодня.

Начнём, правда, с патриарха польского джаз-фьюжн, одного из родоначальников этого направления в Польше Michal Urbaniak - скрипача и саксофониста, композитора и аранжировщика, про которого сам Miles Davis сказал, услышав его игру где-то в нью-йоркском клубе: "Найдите мне этого гребаного польского скрипача, у него есть звук!"

И нашли, и играл Michal Urbaniak с величайшим. О нём нужен отдельный пост - сегодня ограничимся одной композицией, которую он создал вместе со своей женой - блестящей польской вокалисткой Urszula Dudziak, о которой также нужен отдельный пост, ибо её стиль исполнения это нечто - вокальные импровизации, подражание различным звуковым явлениям, работа скэтом и всё это иногда пропускалось через различные преобразователи голоса.

Так вот - композиция Papaya, написанная Michal Urbaniak и исполненная Urszula Dudziak в 1975 году стала знаменитой в те времена и вновь обрела небывалую популярность в 2008 году благодаря вирусной хореографии, ставшей известной как Танец папайи и продемонстрированной в известнейшей передаче "Доброе утро, Америка".

Следующий польский коллектив - Immortal Onion - известная джаз-прог-роковая команда из Гданьска выделяется своей насыщенной сложными ритмами музыкой и мудрёной смесью из джаза, прога, электроники, музыки для кинофильмов и импровизационной музыки. Хотя команда достаточно молодая, она уже успела выпустить несколько интересных альбомов и поиграть с Kamasi Washington и другими звёздами современного джаза.

Pink Freud - олицетворение нового польского джаза - уже одно только название коллектива, в котором смешаны намёки на Pink Floyd и известнейшего австрийского психиатра, многое говорит о музыке команды - их часто приписывают к направлению yass (направление музыки, обозначающее "новую польскую экспериментальную музыку 80-90-х годов". Но, что забавно - слово jass отсылает к самому началу джазовой эпохи, впрочем, об этом мы поговорим как-нибудь особо), под которым подразумевается некая смесь джаза, импровизационной музыки, клубной музыки, элементов панка и т.д.

Twoosty Mayonez - молодые польские любители джаза, электроники и космических путешествий выпустили свой дебютный альбом в прошлом году и теперь главный вопрос - куда их унесёт ветер странствий следующий раз?

BLED - дуэт ещё одних любителей джаза и футуристического Sci-Fi саунда - один из музыкантов играет на трубе и заведует электроникой, другой отвечает за барабаны - всё вместе звучит загадочно и неординарно.

Пост уже получается очень длинным, а я упомянул только часть команд о которых хотелось бы поведать - как нибудь дойдём и до отличнейших EABS (о которых я уже как-то писал), и до Klawo, и USO 9001, и Błoto, и Szymon Burnos и ещё многих интересных польских джазовых исполнителей нового поколения.