Те, кто долго на меня подписаны, думаю помнят эту работу. Я очень долго продумывала свой жаккардовый свитер по мотивам чукотских петроглифов и хотела делать на него описание. Предыстория начиналась так:
А после к февралю 2024 я довязала свитер, выдохнула, и... Решила делать такую же модель с нуля.
Сейчас расскажу, почему.
В процессе эксплуатации я выяснила, что модель надо дорабатывать. А полноценное описание для нее делать еще рано.
Выяснились следующие недостатки конструкции:
- 1. Клиньев на кокетку должно быть больше - это увеличивает диаметр горловины и область движения рук. Сейчас она слишком "несвободная". Кроме того, жаккард дает очень плотное полотно, которое не склонно к растяжениям и это тоже добавляет проблем.
- 2. Разделение на туловище и рукава нужно делать после второго пояса узора, так как длина кокетки в нынешнем варианте слишком большая. И это тоже добавляет "тесноты". В данном случае мне хотелось максимально близко воплотить дизайн, но когда дизайн мешает комфорту в движении и эргономике, это плохая работа дизайнера.
- 3. Из второго пункта идет следствие - росток надо делать так, чтобы последовательно вписывать его между поясами узора. Азиатский росток в виде удлинения спинки по прямой, при соблюдении второго условия, не подходит.
- 4. Убавки по рукавам я решила делать более мягкими. Здесь они были придуманы по конструкции ластовица, сразу же сужая рукава и туловище на необходимую ширину, и это тоже не очень хороший вариант, потому что создается дополнительное натяжение.
- 5. На росток петель стоит брать больше и я пока думаю над расчетами.
- 6. Еще меня смущает рукав. Так же, исходя из дизайна и конструкции чукотских рубах, я думала оставить их широкими, но кажется, что логичнее бы выглядела резинка. А вы как считаете?
Думаю, вы понимаете, что делать инструкцию по недоработанной и неудобной модели - это странное решение.
Но я решила поделиться схемами кокетки и приложить формулу расчетов Элизабет Циммерман, которая смогла бы помочь связать свитер тем, кому очень понравилась модель и у кого есть силы и желание рассчитать её самостоятельно под себя, используя эту оригинальную схему.
Алгоритм вязания кокетки и схема расчетов свитера
Сначала снимаются мерки (здесь вам нужна окружность груди с припуском на свободу облегания). Если хочется свитер по фигуре - это +10 см. Если оверсайз - то примерно +20 см.
Далее вы делаете образец для вязания свитера со своей плотностью. Лучше всего вывязать несколько клинышков кокетки целиком, но можно просто сделать квадратный образец жаккарда.
Потом вы считаете количество петель на обхват груди + припуск на свободу облегания - это то количество, которое равно 100% по формуле Циммерман. От него можно высчитывать все остальные мерки по схеме, ориентируясь на процентные доли. А потом подгонять и округлять количество петель из схемы под узор кокетки.
Схемы кокетки включают 3 пояса узора, между которыми провязаны ряды фоновым цветом обычной лицевой гладью.
Пряжа в оригинальной модели: твид с верблюдом 400 м на 100 гр. + носочная пряжа Alize Superwash/Alize Artisan голубого, бежевого, шоколадного оттенка
Спицы в оригинальной модели:
3,5 мм на жаккард - лески 40 см, 60 см, 80 см.
3,0 мм на тело свитера - лески 80 см, 40 см.
Очень советую запастись маркерами, которые отделяют начало и конец (границы) каждого клина орнамента. Иначе есть большой риск запутаться в узоре.
Первый пояс узора
Начинается с 8 петель в клине, а заканчивается 20 петлями. Здесь на орнамент я выбрала голубой цвет, а фоновым остается темно-синий.
Прибавки в схеме делаются из скрещенных накидов по обе стороны клина после 1-ой петли клина и перед последней петлей клина именно тем цветом, который обозначен в схеме.
Я делала подхват протяжек в жаккарде на изнанке примерно раз в 3-4 петли, но можно вязать с протяжками, это будет легче и получится более пластичное полотно.
После первого пояса мы провязываем 1 вспомогательный ряд одним цветом, делая по одной прибавке в каждом клине (можно делать в любом удобном месте). И переходим на следующий этап.
Второй пояс орнамента
Второй пояс начинается с 21 петли в клине, а заканчивается 24 петлями. Здесь убавки идут уже чуть реже. На орнамент я выбрала холодный бежевый цвет.
Третий пояс орнамента
Перед третьим поясом также провязывается ряд фоновым цветом, где в каждом клине делается по 1 прибавке. И окончание узора завершается 26 петлями в клине.
В моей модели все 3 пояса вязались одним полотном, но я рекомендую перед третьим поясом все таки делать разделение на рукава и туловище. Для этого количество петель, выделенных на рукава и на туловище должно быть кратно 24-25 петлям.
Этот личный опыт совмещения дизайна и практики в очередной раз дал мне понять, что вязание новых моделей с нуля - это работа, аналогичная конструкторскому бюро. Сначала выпускается опытная модель, потом делаются выводы и план по её улучшениям и добавляется что-то новое.
Иногда очень вдохновляет история из биографии Генри Форда, который доделывал до идеала одну из самых распространенных и продаваемых моделей автомобиля в течение 40 лет, постоянно что-то улучшая и докручивая, и ориентируясь на отзывы своих пользователей.
Так что я не сильно расстроилась и думаю, что пока что хочу повязать простые модели с круглой кокеткой по проверенным описаниям состоявшихся мастеров (если у вас есть такие на примете - пишите в комментариях). А параллельно создавать ещё один вариант этого свитера, описание на который в конце концов состоится.
Продолжение следует...