Когда-то человечество обладало знаниями, позволяющими переходить из одного мира в другой. Об этом рассказывают практически все сказки человечества. И существуют вещи, помогающие людям (главным персонажам) осуществлять этот переход. В сказочных "странах" этим предметом является зеркало.
Сакральные знания всегда служили людям возможностью "знать больше" о бренном мире. Всё то знание, что шло от Бога, от веры в потусторонний мир, от иррационального сознания и мистических представлений, означало для человека соприкосновение с существами высшего порядка. Пребывая в состоянии инобытия по отношению к человеческому миру эти существа передавали людям важную информацию. Вид подачи этой информации через:
- текст (озвучивание, вербалика),
- знаки (специальный код, шифр в вещах),
- вещества (их использование и применение),
- магия (различные телодвижения).
Главный посыл этого набора средств - передать опосредованно (невпрямую) общие Знания о благополучном существовании и сведения о Здоровье.
Сила родового предназначения
Василиса-Премудрая в сказке персонаж, способный жить и действовать одновременно в двух мирах, как лягушка - в воде и на суше. Её смысловое предназначение в обладании истинными знаниями о мире. Вода есть символ, параллельный земному, тонкому миру. Земноводное - рептилия, воплощение существа из Инобытия, мира параллельного земному.
Все сказки хорошо забытое прошлое человечества. В них сумма знаний сжата и в лаконично изложенной форме поясняется новым поколениям людей. Не зря говорят "на сказках учатся". В течение определённого периода времени,например, в течение столетия, человечество имеет в своём распоряжении некоторую сумму знаний. Но даже из обычных наблюдений становится известно, что материя (знания) обладает совершенно разными качествами в зависимости от того, берётся ли она в малых или в больших количествах. У Василисы объёмы знаний обширные.
Символ и волшебство
Наиболее интересную сторону по содержанию сакральных смыслов представляет зеркало.
- Зеркало – это противоречивый символ: с одной, стороны оно фиксирует многообразие мира, с другой – рассматривается как проекция сознания и познания. Это символ воображения или сознания, способного фиксировать предметы внешнего мира, ясно отражая истину.
Чудодейственная сила волшебных зеркал в сказках - в искажении реальной картины мира, умении перемещать человека в другой, параллельный мир, и главное, умение говорить и давать ответы на один и тот же постоянно мучающий вопрос.
Какую же роль выполняет эта "вещица превращений" для героев сказки? Ответ на поверхности, но это не точно. Персонаж, обладающий чудным зеркалом, становится прозорливее и проницательнее, "видит" и "знает" больше других. В этом заключена его сила влияния, может даже и Власти.
Почему они не пара?
В сказке "Царевна-Лягушка" предложение Кащея "руки и сердца" Василисе не больше чем аллегория. Она означает, что Василисе рано свои Знания нести в народ. Сейчас она должна еще осознать необходимость своего пребывания в царстве Кащея (во благо людей). Цель для нее глобальна как никогда: следует приобщиться к знаниям Кащея более значимым по своему масштабу и влиянию.
- Аллегория - это литературный прием, который заключается в использовании образов и символов, имеющих скрытый смысл и несущих определенную идею или концепцию. В основе аллегории лежит представление абстрактных понятий в конкретных образах, что позволяет автору выразить свои мысли и идеи более ярко и эффектно.
Аллегория имеет важное значение в литературе и искусстве, так как позволяет автору выразить сложные идеи и концепции, не прямо указывая на них, а создавая образы и символы, которые читатель или зритель должен самостоятельно расшифровать. Попробуем дальше расшифровывать, чтобы текст сказки заговорил в полный голос.
Разгадка в сказке
Кащей представитель многомерного мира. Кащей обладает знаниями, по-видимому от самого Бога, иначе как же он всегда и всюду в курсе всего. Но они, эти его знания, по какой-то причине оказались исковерканы (пишется по-старорусски через "о"). Если следовать значению слова "исковеркать" по толковому словарю Д.Н. Ушакова, то Кащей - это человек (!) нравственно изуродованный, изломанный. Потому что он был изломан в процессе добычи знаний. Но сам себе он представляется человеком, обладающим мудростью, которая выражается через наличие у него золота. Перед человеческим миром он выглядит как правитель в золотой «оправе», а по сути есть царь с "подставными" знаниями. И каким образом, и где их применять - это разгадка в сказке.
А разгадка такова. Знания Кащея (и по случайности его бытия, и по сути его энерго-информационной оболочки) - мудры, но по человеческому природному смыслу - изломаны, исковерканы. Потому не понятны простым смертным людям.
К вопросу о Власти
Вот тут возникает главный вопрос: кем управляет Кащей, какими существами? Свита его сплошь представители внешне непроявленного мира - летучие мыши.
- Летучая мышь в сакральном знании является символом возрождения и смерти, так как, согласно утверждениям мистиков, она живет во чреве Матери-Земли. Из пещер, похожих на утробу, она выходит каждый вечер в сумерки. Летучие мыши - персонажи фильмов ужасов, герои мистических мультиков, олицетворение тьмы.
Роковое Чудодейственность зеркала
Интересен в сказке диалог с зеркалами. После отказа Василисы от замужества, она просит Кащея взглянуть на себя в простое зеркальце. Василиса не понимает, что внешность Кащея также является необходимым атрибутом Кащеева царства – энергоинформационной оболочки Земли. Она людьми не воспринимается как составная часть Природы. Поэтому Кащеево царство вместе с Кащеем замаскированы, внешне уродливы и легко воспринимаются поверхностным взглядом жадного и недалекого человека. Кащей разбивает зеркальце Василисы о золотой камень, потому что в нем отражается только внешняя бутафория, а не истинный облик Кащея. Действительно, и сама Василиса не гармонирует с замаскированным царством, ведь она является частью земной Природы, другого измерения.
Кащей не может насильно удерживать Василису (Знания) у себя, так как ее место в Природе. Ну уж так хочется оттянуть время посвящения народа в «царские» Знания. Он просит слуг, и они приносят другой, не менее интересный инструмент – «зеркало-каверкало». Кащей решает задачу «от обратного». Если Знания невозможно удержать в своем царстве, то необходимо их завуалировать. И с помощью «зеркала-каверкала» он маскирует Знания под видимую «внешнюю понятийность» своего царства (новый образ должен вызывать отторжение) и отпускает Василису в ее мир, только уже в образе лягушки. Кащей задаёт урок Василисе, переводя доступ к Знаниям на уровень случая (рока). Ну кто же будет Знания искать на болоте, у лягушки? Только великий случай может свести Знания и человека.
Срок урока – три года, три месяца и три дня. Следует понимать урок в данном значении как время, данное на выполнение задачи. Это есть предупреждение о необратимых последствиях за непослушание. Кащей ведь очень строг в своих решениях. Цифра три (триада) символизирует древнее понимание принципов триединого построения целого в Природе - строить, троица, на троих, три богатыря, три сына, и т.п. Что уж говорить? Непонимание налицо. У кого какие Знания, такое и взаимопонимание.
Постскриптум. К вопросу о современном восприятии
В творческом пространстве интернет может привлечь внимание один создатель иллюстраций к компьютерным играм. В его работах можно усмотреть аллегорическое продолжение судьбы Василисы Премудрой. Вопрос - Кем бы стала Василиса, если бы не отвергла предложение руки и иглы/сердца Кащея Безсмертного? Ответ лежит в общем смысле фантазии современного человека, и они добавляют интриги в изложении сказки.
Что же здесь не так? Можно ли догадаться об исковеркании родового предназначения персонажей сказок? Василиса превращается в Елену, или это просто её соперница. В любом случае - намек от Романа Папсуева однозначен. В других возможных версиях и переложениях сказки Царевна-Лягушка женой Кащеюшки становится прекрасная и могущественная Елена - по имени Кощеевна, которая тоже - Премудрая. (Интересно, какого Рода знаниями она обладает?). И ведь ничего страшного необычного в том, что пишется буква "О" в имени. На первый взгляд эти два имени почти не отличаются. Но, стоит приглядеться и нам тут же открываются существенные различия. Игра слов, и даже букв, создаёт на единой образной платформе совершенно разные понятия. Кощей с приставкой КОЩ - очень древнее существо, обладающее определённой мудростью и знаниями, но при этом отнюдь не высоконравственное. С буквой О в имени Елены подчеркивается факт, что является она женой существа с тёмным, смертным, хотя и очень могущественным началом.
Вот и выходит, что может силу свою компьютерную Елена КОЩеевна
приобретает благодаря Кащею, чтобы они тоже не стали случайными? Какова же фантазийность современной культуры!
Следующая статья в продолжение сказки