Найти тему
Шкатулка древности

Сила зеркала и маскировка знаний Кащея-жениха

Оглавление

Когда-то человечество обладало знаниями, позволяющими переходить из одного мира в другой. Об этом рассказывают практически все сказки человечества. И существуют вещи, помогающие людям (главным персонажам) осуществлять этот переход. В сказочных "странах" этим предметом является зеркало.

Сакральные знания всегда служили людям возможностью "знать больше" о бренном мире. Всё то знание, что шло от Бога, от веры в потусторонний мир, от иррационального сознания и мистических представлений, означало для человека соприкосновение с существами высшего порядка. Пребывая в состоянии инобытия по отношению к человеческому миру эти существа передавали людям важную информацию. Вид подачи этой информации через:

  • текст (озвучивание, вербалика),
  • знаки (специальный код, шифр в вещах),
  • вещества (их использование и применение),
  • магия (различные телодвижения).

Главный посыл этого набора средств - передать опосредованно (невпрямую) общие Знания о благополучном существовании и сведения о Здоровье.

Сила родового предназначения

Василиса-Премудрая в сказке персонаж, способный жить и действовать одновременно в двух мирах, как лягушка - в воде и на суше. Её смысловое предназначение в обладании истинными знаниями о мире. Вода есть символ, параллельный земному, тонкому миру. Земноводное - рептилия, воплощение существа из Инобытия, мира параллельного земному.

Все сказки хорошо забытое прошлое человечества. В них сумма знаний сжата и в лаконично изложенной форме поясняется новым поколениям людей. Не зря говорят "на сказках учатся". В течение определённого периода времени,например, в течение столетия, человечество имеет в своём распоряжении некоторую сумму знаний. Но даже из обычных наблюдений становится известно, что материя (знания) обладает совершенно разными качествами в зависимости от того, берётся ли она в малых или в больших количествах. У Василисы объёмы знаний обширные.

Символ и волшебство

Наиболее интересную сторону по содержанию сакральных смыслов представляет зеркало.

  • Зеркало – это противоречивый символ: с одной, стороны оно фиксирует многообразие мира, с другой – рассматривается как проекция сознания и познания. Это символ воображения или сознания, способного фиксировать предметы внешнего мира, ясно отражая истину.
Говорят, зеркало не такое уж плохое, вполне полезная себе вещь. Кадр мультфильма из Яндекс.Картинки
Говорят, зеркало не такое уж плохое, вполне полезная себе вещь. Кадр мультфильма из Яндекс.Картинки

Чудодейственная сила волшебных зеркал в сказках - в искажении реальной картины мира, умении перемещать человека в другой, параллельный мир, и главное, умение говорить и давать ответы на один и тот же постоянно мучающий вопрос.

Какую же роль выполняет эта "вещица превращений" для героев сказки? Ответ на поверхности, но это не точно. Персонаж, обладающий чудным зеркалом, становится прозорливее и проницательнее, "видит" и "знает" больше других. В этом заключена его сила влияния, может даже и Власти.

Сила зеркала во влиянии - власти. Кадр мультфильма из Яндекс.Картинки
Сила зеркала во влиянии - власти. Кадр мультфильма из Яндекс.Картинки

Почему они не пара?

В сказке "Царевна-Лягушка" предложение Кащея "руки и сердца" Василисе не больше чем аллегория. Она означает, что Василисе рано свои Знания нести в народ. Сейчас она должна еще осознать необходимость своего пребывания в царстве Кащея (во благо людей). Цель для нее глобальна как никогда: следует приобщиться к знаниям Кащея более значимым по своему масштабу и влиянию.

  • Аллегория - это литературный прием, который заключается в использовании образов и символов, имеющих скрытый смысл и несущих определенную идею или концепцию. В основе аллегории лежит представление абстрактных понятий в конкретных образах, что позволяет автору выразить свои мысли и идеи более ярко и эффектно.

Аллегория имеет важное значение в литературе и искусстве, так как позволяет автору выразить сложные идеи и концепции, не прямо указывая на них, а создавая образы и символы, которые читатель или зритель должен самостоятельно расшифровать. Попробуем дальше расшифровывать, чтобы текст сказки заговорил в полный голос.

Василиса Премудрая. Иллюстрация к компьютерной игре в стиле фэнтези Романа Папсуева
Василиса Премудрая. Иллюстрация к компьютерной игре в стиле фэнтези Романа Папсуева

Разгадка в сказке

Кащей представитель многомерного мира. Кащей обладает знаниями, по-видимому от самого Бога, иначе как же он всегда и всюду в курсе всего. Но они, эти его знания, по какой-то причине оказались исковерканы (пишется по-старорусски через "о"). Если следовать значению слова "исковеркать" по толковому словарю Д.Н. Ушакова, то Кащей - это человек (!) нравственно изуродованный, изломанный. Потому что он был изломан в процессе добычи знаний. Но сам себе он представляется человеком, обладающим мудростью, которая выражается через наличие у него золота. Перед человеческим миром он выглядит как правитель в золотой «оправе», а по сути есть царь с "подставными" знаниями. И каким образом, и где их применять - это разгадка в сказке.

А разгадка такова. Знания Кащея (и по случайности его бытия, и по сути его энерго-информационной оболочки) - мудры, но по человеческому природному смыслу - изломаны, исковерканы. Потому не понятны простым смертным людям.

К вопросу о Власти

Вот тут возникает главный вопрос: кем управляет Кащей, какими существами? Свита его сплошь представители внешне непроявленного мира - летучие мыши.

  • Летучая мышь в сакральном знании является символом возрождения и смерти, так как, согласно утверждениям мистиков, она живет во чреве Матери-Земли. Из пещер, похожих на утробу, она выходит каждый вечер в сумерки. Летучие мыши - персонажи фильмов ужасов, герои мистических мультиков, олицетворение тьмы.
Мистический символ летучей мыши. Фото из Яндекс.Картинки
Мистический символ летучей мыши. Фото из Яндекс.Картинки

Роковое Чудодейственность зеркала

Интересен в сказке диалог с зеркалами. После отказа Василисы от замужества, она просит Кащея взглянуть на себя в простое зеркальце. Василиса не понимает, что внешность Кащея также является необходимым атрибутом Кащеева царства – энергоинформационной оболочки Земли. Она людьми не воспринимается как составная часть Природы. Поэтому Кащеево царство вместе с Кащеем замаскированы, внешне уродливы и легко воспринимаются поверхностным взглядом жадного и недалекого человека. Кащей разбивает зеркальце Василисы о золотой камень, потому что в нем отражается только внешняя бутафория, а не истинный облик Кащея. Действительно, и сама Василиса не гармонирует с замаскированным царством, ведь она является частью земной Природы, другого измерения.

Поделись знаниями, Василиса. Кадр мультфильма из Яндекс.Картинки
Поделись знаниями, Василиса. Кадр мультфильма из Яндекс.Картинки

Кащей не может насильно удерживать Василису (Знания) у себя, так как ее место в Природе. Ну уж так хочется оттянуть время посвящения народа в «царские» Знания. Он просит слуг, и они приносят другой, не менее интересный инструмент – «зеркало-каверкало». Кащей решает задачу «от обратного». Если Знания невозможно удержать в своем царстве, то необходимо их завуалировать. И с помощью «зеркала-каверкала» он маскирует Знания под видимую «внешнюю понятийность» своего царства (новый образ должен вызывать отторжение) и отпускает Василису в ее мир, только уже в образе лягушки. Кащей задаёт урок Василисе, переводя доступ к Знаниям на уровень случая (рока). Ну кто же будет Знания искать на болоте, у лягушки? Только великий случай может свести Знания и человека.

Срок урока – три года, три месяца и три дня. Следует понимать урок в данном значении как время, данное на выполнение задачи. Это есть предупреждение о необратимых последствиях за непослушание. Кащей ведь очень строг в своих решениях. Цифра три (триада) символизирует древнее понимание принципов триединого построения целого в Природе - строить, троица, на троих, три богатыря, три сына, и т.п. Что уж говорить? Непонимание налицо. У кого какие Знания, такое и взаимопонимание.

Постскриптум. К вопросу о современном восприятии

В творческом пространстве интернет может привлечь внимание один создатель иллюстраций к компьютерным играм. В его работах можно усмотреть аллегорическое продолжение судьбы Василисы Премудрой. Вопрос - Кем бы стала Василиса, если бы не отвергла предложение руки и иглы/сердца Кащея Безсмертного? Ответ лежит в общем смысле фантазии современного человека, и они добавляют интриги в изложении сказки.

Елена Прекрасная в современной интерпретации. Иллюстрация к компьютерной игре в стиле фэнтези Романа Папсуева
Елена Прекрасная в современной интерпретации. Иллюстрация к компьютерной игре в стиле фэнтези Романа Папсуева

Что же здесь не так? Можно ли догадаться об исковеркании родового предназначения персонажей сказок? Василиса превращается в Елену, или это просто её соперница. В любом случае - намек от Романа Папсуева однозначен. В других возможных версиях и переложениях сказки Царевна-Лягушка женой Кащеюшки становится прекрасная и могущественная Елена - по имени Кощеевна, которая тоже - Премудрая. (Интересно, какого Рода знаниями она обладает?). И ведь ничего страшного необычного в том, что пишется буква "О" в имени. На первый взгляд эти два имени почти не отличаются. Но, стоит приглядеться и нам тут же открываются существенные различия. Игра слов, и даже букв, создаёт на единой образной платформе совершенно разные понятия. Кощей с приставкой КОЩ - очень древнее существо, обладающее определённой мудростью и знаниями, но при этом отнюдь не высоконравственное. С буквой О в имени Елены подчеркивается факт, что является она женой существа с тёмным, смертным, хотя и очень могущественным началом.

Вот и выходит, что может силу свою компьютерную Елена КОЩеевна
приобретает благодаря
Кащею, чтобы они тоже не стали случайными? Какова же фантазийность современной культуры!

Начало и продолжение

Следующая статья в продолжение сказки