Найти в Дзене
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 139. Бег за медалью в новых условиях

Заканчивалось первое полугодие, и в ближайшее время учителя должны были выставить оценки. Когда Аня перешла в новую школу, она уже не мечтала о золотой медали, а только радовалась, что сбежала из ужасной голубой школы. Ребята в новой школе не знали, что до этого Аня была отличницей, и никто бы не стал над ней смеяться и злорадствовать, если бы у неё появились четвёрки по некоторым предметам. И всё же... Аня посмотрела на свои оценки в электронном журнале. Везде выходили "пятёрки", и только по географии и обществознании получались "четвёрки".

Я давно заметила, что школьные оценки, как правило, бывают далеко не объективные. Всё зависит от конкретного учителя, его характера, перфекционизма или пофигизма, тараканов в его голове и многого другого. Некоторые учителя необоснованно завышают оценки, некоторые занижают, и получается так, что когда ученик переходит в другую школу, то, к своему удивлению, обнаруживает, что расположение "пятёрок" и "четвёрок", а также "троек" меняется.

Я недавно ради интереса решила заглянуть в свой аттестат, выданный мне в 1990 году. Давно я не брала его в руки и уже забыла, какие там у меня оценки. Что?! У меня "четвёрка" по физкультуре?! Каким образом? Я с детства занималась спортом, выигрывала соревнования. И в школе я пришла первой в забеге на длинную дистанцию. На основании чего наш физрук решил, что мне можно ставить "четыре"? А почему у меня "четвёрки" по алгебре и геометрии? Ах да, у нас была учительница вся из себя такая строгая, неприступная. Она никому "пятёрки" не ставила. Был у нас в классе мальчик, который, помимо обычной школы, учился в вечерней школе при очень сложном техническом вузе. Выпускные экзамены той школы имели статус вступительных. Мальчик получил "пятёрку" на экзамене по математике, и эта оценка приравнялась к баллам для поступления. В конце мая, сдав физику, этот мальчик уже знал, что он поступил в вуз. Однако наша учительница математики всё равно поставила ему в аттестат "четыре". Зачем? Чтобы сделать неприятно выпускнику? Чтобы эту учительницу запоминали как самодура и вспоминали недобрым словом?

У меня была такая же ситуация, как у этого мальчика. На вступительных экзаменах в вузе я получила "пять" по математике, а в аттестате у меня стояли "четвёрки" по алгебре и геометрии. Зато у меня по начальной военной подготовке была "пятёрка". Что я в этом понимала? Но я с уважением вспоминаю нашего подполковника, который преподавал этот предмет. Он был добрый, с юмором. Никого не обижал. Но это вовсе не значило, что он размазня. У него были боевые награды.

***

Аня, перейдя в новую школу, заметила у себя смещение лучших и худших баллов по предметам. С русским и математикой всё было хорошо, там были одни пятёрки, а вот по географии - упс! И это было странно! В голубой школе у Ани была любимая учительница географии Марина Михайловна. В прошлом году Аня ездила с ней на городскую олимпиаду - это был уже третий уровень. Значит, географию Аня знала. Тогда что же случилось в новой школе? В чём проблема? И откуда взялись "четвёрки" по обществознанию? Предмет истории сложнее, учительница та же, а по истории у Ани "пять". Тут надо разобраться! Тем более, Аня решила сдавать ЕГЭ по обществознанию.

***

Я решила узнать, что пишут об этом в интернете. Там посоветовали обратиться к администрации школы и прямо сообщить о желании идти на медаль. Конечно, если у ученика недостаточно хорошие оценки, то помочь ему невозможно. Но если у ученика все "пятёрки", кроме одной или двух "четвёрок", то ему помогут. Администрация заинтересована, чтобы в их школе было побольше отличников - это увеличивает их рейтинг.

Когда я изучала эту тему, Аня пришла из школы и сказала мне: "Я подошла сегодня к учительнице географии и сказала ей, что у меня по всем предметам выходят "пятёрки", кроме её предмета. Я попросила её дать мне ещё задания, может быть, доклад или презентацию. Она согласилась. То же самое я сделала с учительницей обществознания. Надеюсь, они не будут общаться друг с другом!"

На следующий день Аня сама пошла к завучу Софье Евгеньевне и сообщила ей о своём желании идти на медаль. Софья Евгеньевна была рада, даже поблагодарила Аню за желание взять на себя такую тяжёлую обязанность, как учиться на все "пятёрки". И обещала помочь! И этот разговор не прошёл даром. После уроков учительница обществознания пригласила Аню к себе в кабинет и два часа гоняла её по всему предмету. Она сказала, что не выпустит её отсюда, пока она не выучит все термины и их разъяснения. В конце концов, после долгого изнурительного труда, учительница поставила Ане в журнал две "пятёрки".

Как ни странно, тот самый случай в голубой школе, когда злые одноклассницы радовались и поздравляли друг друга с тем, что у Ани выходила "четвёрка" по геометрии, произвело на Аню сильное впечатление. Возможно, это давало ей силы учиться во что бы то ни стало, чтобы бывшие одноклассницы снова не начали поздравлять друг друга с тем, что у них золотые медали есть, а у Ани нет.

Продолжение: