Найти тему
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 140. Проекты - "развлечение" для мам

Дружба Ани и Серёжи продолжалась. Всё было замечательно.

В десятом классе ребята должны были сделать "проект". Мне, честно говоря, не нравилось это название - "проект". Когда я первый раз услышала в школе это слово, я подумала, что проект - это план, основа чего-то, идея, изображённая на бумаге, и эту идею в будущем надо реализовать, воплотить в жизнь. Я не представляла, как школьник сможет сделать такой проект. А оказалось, что это вовсе не проект в моём понимании, а обычный реферат. Ничего нового в этой работе нет, всё списывается из интернета. Проект отличается от реферата только тем, что нужно сделать свой опыт, эксперимент. Сущность эксперимента придумывает сам учащийся. Например, это может быть исследование, как хомяк ест овёс, или какие звёзды видны с экватора Земли, и чем это отличается от звёздного неба средней полосы в определённом городе в заданном месяце. Всякое можно придумать!

Я помню, как наш Андрей вместе с мамой (моей сестрой Катей) делал проект о том, как образуется дождь. Для экспериментальной части нужно было сделать фотографии или видео, как Андрей сам делает дождь в условиях своей квартиры. Для этого Катя вскипятила воду в кастрюле, заморозила пустую ложку в морозилке, а потом началось шоу. Андрей держал ложку над кастрюлей с кипятком (опасный эксперимент, однако!), пар конденсировался на нижней части холодной ложки и в виде капель падал обратно в кастрюлю. Вот такой был круговорот воды, символизирующий круговорот воды в природе. Катя в это время щёлкала фотоаппаратом ближе и дальше, а я снимала это представление на камеру.

Андрей надел старую перчатку на одну руку. Ложка была очень холодной - иначе бы "дождь" не получился!
Андрей надел старую перчатку на одну руку. Ложка была очень холодной - иначе бы "дождь" не получился!

Потом то же самое Андрей проделал с пластинкой со льдом. Вот фотография. Кастрюля - это условно океан, из которого испаряется вода в атмосферу, а пластинка - это холодные воздушные массы, в которых пар снова становится водой и падает вниз на землю дождём.

-3
-4

Катя помогла Андрею написать теоретическую часть о природе дождя. А потом Андрей выступал на конференции с этим проектом и занял первое место.

Аня, к счастью, в четвёртом классе такие задания не получала, а вот теперь получила. Хорошо, что учителя разрешили делать проекты вдвоём, если есть такое желание.

Серёжа, как я уже рассказывала, жил один в своей квартире. Родители были неизвестно где, но они помогали Серёже дистанционно. Например, они нашли для него репетитора по английском языку. Репетитор два раза в неделю ходил к нему заниматься. Помимо этого, родители Серёжи по просьбе сына заказали репетитору сделать проект на английском языке.

В школе на улице Белкина, где теперь училась Аня, ребята выбирали сами предмет, по которому они хотели бы сделать проект. В отличие от этого, в голубой школе, где раньше училась Аня, не было такой возможности. Ребята должны были выбрать тему проекта, которая соответствовала профилю. А поскольку профиля в школе было всего два, то вариантов было мало: либо это русский и литература под руководством Раисы Ивановны (она хотела быть руководителем всех учеников своего профиля), либо это математика под руководством Аллы Викторовны, либо, в крайнем случае, это экономика под руководством Людмилы Анатольевны. И никак иначе! Никаких вам географии, физики, химии, биологии, английского - мало ли, что хотят ученики! Главное - что хотят учителя, вернее, администрация! А администрация хочет денег!

Почему Серёжа пригласил Аню вместе с ним делать проект, который, собственно, уже был сделан репетитором за деньги его родителей, неизвестно. Может, это был добрый жест. Подарок. Правда, я тоже в этом немножко поучаствовала. Дело в том, что проект оказался больше, чем нужно, и надо было его сократить. Снова обращаться к репетитору Серёжа не захотел, и тогда Аня с Серёжей переслали мне на почту этот проект, чтобы я привела его в божеский вид: сократила текст, сделала вывод, к которому они пришли, изучая произведение Шекспира в оригинале. Ещё нужно было сделать правильные поля, текст, оглавление и пр.

Мне было легко, потому что репетитор хорошо всё написал. Единственное, что было сложно - это сформировать текст для выступления на английском языке. Тут мне пришлось поработать - сделать короткие предложения, чтобы нашим ребятам легче было выступать на публике. Я в тот момент немного завидовала своей сестре Кате. Она делала проект на тему "Дождь" для ученика четвёртого класса, а я возилась с проектом на тему творчества Шекспира для десятого класса. Почему у неё так всё легко, а у меня так сложно? "Ну ничего, - успокаивала я себя, - она ещё дорастёт до моих лет!"

В это же время внезапно выяснилось, что моим десятиклассникам надо сделать ещё одну работу - реферат по экологии с презентацией. Почти такой же - 15 листов. И тоже можно сделать это вдвоём. В школе экологию не преподавали, а оценка в аттестат неожиданно потребовалась.

- Всё, это беру я себе! - сказала я Ане. - Экология - это моё! А вы учитесь, готовьтесь к ЕГЭ и не морочьте голову. У меня экология - это моё первое образование. Я училась в химическом вузе на факультете экологии. Я разбираюсь в этой теме. В конце концов, мы должны отдать Серёже долг.

- Ну как хочешь, - ответила Аня. - Я не фанат этого предмета.

***

Я сидела за компьютером и делала презентацию по экологии. Вспомнила молодость! Тогда у нас презентаций не было, и я только сейчас узнала, как выглядят аппараты, которые мы изучали в институте. Жалко, что тогда не было таких хороших компьютеров!

Катя с интересом смотрела, что я делала. Она была смущена.

- Слушай, сохрани это, пожалуйста, для нас, - попросила она. - Вдруг Андрею понадобится.

- Конечно, сохраню, - ответила я. - Наши проекты ещё наши внуки будут защищать. Может быть, аппараты для очистки воды и воздуха изменятся, а вот дождь и произведение Шекспира останутся навсегда. Хорошо быть мамой!

- Мне тоже нравится быть мамой, - согласилась Катя. - Сколько всего нового мы узнаём!

Продолжение: