- Как можно не любить свою малую Родину и быть к ней таким равнодушным? Ничего удивительного - это же Ивановская область, которую жители так не ценят. А вот за 1 000 километров, в затерянном среди уральской тайги Кудымкаре - всё наоборот: местные всеми силами берегут родное и гордятся им.
- В Кинешме некому сохранять историю?
- В музее Кудымкара есть вещи 1500-летнего возраста и картины художника-авангардиста
Как можно не любить свою малую Родину и быть к ней таким равнодушным? Ничего удивительного - это же Ивановская область, которую жители так не ценят. А вот за 1 000 километров, в затерянном среди уральской тайги Кудымкаре - всё наоборот: местные всеми силами берегут родное и гордятся им.
В Кинешме некому сохранять историю?
Красиво же звучит: Кинешма? Завораживает? Ещё бы - волжский город с полутысячелетней историей! Стоит на русской реке-матушке, и каждый корабль, проходя мимо, пристаёт к берегу. Толпы туристов идут осаждать улицы Кинешмы, настойчиво снимают с разных ракурсов Троице-Успенский собор с чудной колокольней конца XVIII века.
Экскурсоводы говорят: а теперь у вас, дорогие туристы, свободное время! Можете гулять где хотите и смотреть что душе пожелается. И туристы шествуют по улицам старого русского городка Кинешмы, всматриваясь в яндекс-карту на смартфоне. Музей! Здесь поблизости есть музей - время есть, как раз надо его посетить, чтобы сложить представление об истории и жизни этого примечательного волжского городка.
Они ещё не знают, что, посетив Кинешмский краеведческий музей, турист не сложит никакого представления об этом городе. Нет. А выйдет из него, пожимая плечами, удивляясь, как можно настолько не любить своё родное место жительства, что даже старинные платья, выставленные в экспозиции, никто не потрудился отгладить...
Представляете, в краеведческом музее Кинешмы - города, появившегося на берегу Волги в далёком 1504 году (а скорее всего, и ещё раньше, поскольку в 1504 году отмечено первое упоминание Кинешмы в письменных источниках), всего лишь только 5 залов с экспонатами?!
5 веков истории уложились в 5 комнат, я бы даже сказала, а не залов: по площади они совсем не велики. Нет здесь и никакой идеи, которая бы скрепляла экспозиции: так, понатыкано в углы что-то.
Листайте, там старые старообрядческие книги
Я только в первой комнатке ахнула: под стеклом выставлены 400-летние старообрядческие церковные книги: в Кинешме было много старообрядцев, и они сохранили удивительные рукописные фолианты. Да это же такой богатство! - ахнула я. Увы, ни представить достойно, ни рассказать о раритетах здешние музейные работники не в силах.
Пройдя 3 зала и получив совершенно разрозненную информацию из истории этого старинного населённого пункта, я перешла в зал по другую сторону коридора и увидела экскурсовода. Женщина очень серебряного возраста (прямо 70+) довольно громко и с экспрессией рассказывала о бедах современной жизни в Кинешме.
Туристы, слушавшие это, пытались отбиться и вывести разговор в более-менее мирное и позитивное русло. Но гид настаивала на своём: власти Кинешмы ничего не делают для сохранения истории, не выделяют средства на достойную жизнь горожан и вообще тут все кругом нехороши. Нда, ну и экскурсию кинешмский музей продаёт заезжим гостям, - удивилась я. Рублей так за тыщи полторы на 3 человек выслушивать потоки негатива...
В музее Кудымкара есть вещи 1500-летнего возраста и картины художника-авангардиста
И как же я, напротив, удивилась бережности сохранения исторической памяти в маленьком - в 2 раза меньше - городке, затерянном среди уральской тайги, который находится за 1 500 километров от Москвы (Кинешма от Москвы всего в 400 километрах).
Краеведческий музей в Кудымкаре, центре Коми-Пермяцкого округа, носит имя местного художника начала XX века Петра Субботина-Пермяка - его скульптура встречает нас во дворе музея. 3-этажное здание для музея построили не так давно, 15 лет назад. До этого времени экспозиции размещались в Никольской церкви - памятнике архитектуры конца XVIII века.
Сразу видно, что жители Кудымкара любят свой город и ценят историю, всеми силами стремятся сберечь память о своих предках и всех, кто населял коми-пермяцкую земли тысячи лет назад.
У Краеведческого музея есть общая концепция - экспозиции выстроены с душой, с глубоким смыслом и любовью к родной земле. Вот зал, где проводят театрализованные экскурсии-представления с народными героями. Здесь у них даже двигающиеся экспонаты есть - оживающий дух коми-пермяцкой земли, например.
Вот зал с древним человеком - археологические изыскания определили, что человек населил пермские земли не одну тысячу лет назад.
Вот витрины с археологическими находками: этим вещицам примерно 1000 - 1500 лет. И это не просто украшения, которые носили древние пермские женщины: это обереги с изображением картины миры, каким он представлялся здешним жителям. Историки придумали для таких изображений специальное название: пермский звериный стиль.
Справка
Пермский звериный стиль - название металлопластики из бронзы, которая создавалась и использовалась в VI - XII веках н. э. раннесредневековой цивилизацией Урала. Учёные считают, что отливали эти изделия из меди женщины, поскольку формочки для литья фигурок были обнаружены именно в женских захоронениях.
А вот в качестве экспозиции - самый настоящий коми-пермяцкий дом - срубленный без единого гвоздя, он перенесён в музейный зал прямо из деревни, где стоял с XIX века.
Листайте, чтобы рассмотреть старинный дом пермского народа
Крышу коми-пермяки складывали из досок, сверху покрывали берестой - берёзовой корой. А на конёк устанавливали выдолбленный ствол сосны: он и держал всю структуру наподобие карточного домика, однако весьма устойчиво, и не заставлял снег скатываться сверху вниз.
А здесь - смотрите, какое интересное приспособление типа бинокля: дополненная реальность! Заглядываю, начинаю крутить ручки - и вижу перед собой перспективу деревенской коми-пермяцкой улицы. Можно хорошо разглядеть людей, одетых в национальные костюмы, строения, деревья... особенно эта штука привлекает детей - всем хочется побывать в параллельном пространстве, где живут коми-пермяки.
Поскольку Приуралье было сплошь деревенским до того, как сюда пришли русские и начали добывать соль, разрабатывать месторождения руд и камня, ставить заводы по переработке металла, то очень много экспонатов в Кудымкарском музее посвящено деревенской жизни. Коми-пермяки - это огородники, собиратели и охотники, живущие среди леса.
Конечно, эта народность возделывала землю, но приходилось с большими усилиями отбирать её у тайги - вырубая деревья, освобождая территорию для поля. Я впервые увидела здесь борону-суковатку - у неё длиннющие сучья. Такие использовались при подготовке поля, только-только освоенного после вырубки леса. Сучья помогали доставать на поверхность корни деревьев и лучше разрыхлить почву перед посевами.
...Вот видите, сколько интересного в Кудымкарском музее - особенно это заметно в сравнении с музеем Кинешмы. Почему так происходит, почему в музее большого и старинного города, расположенного на 1 000 километров ближе к столице, нет почти ничего? И почему среди Уральских гор, среди тайги, в небольшом городочке музей настолько богатый, настолько душевно и с любовью сделанный, что его экспозиция оказывается в разы ценнее?..
Листайте, там коми-пермяцкие наряды
Мне кажется, ответ прост: причина в любви. Да-да, когда люди не любят свою малую Родину - так, как в Кинешме, то мы и видим в городском музее жиденький набор экспонатов "на отвяжись" в малюсеньких комнатёнках. Ну что ж тут удивляться - это же известная нам Ивановская область. Я уже удостоверилась, что ивановцы не ценят свою землю и всячески её позорят в глаза заезжим гостям.
В Кудымкаре всё иначе. Кудымкарцы держатся за свою историю, ценят её, гордятся и стремятся всем приезжим поведать, какие они замечательные.
Неудивительно, что и музей свой они сделали таким шикарным, содержательным, всесторонне освещающим жизнь коренного местного народа. Только представьте: на 28 000 населения Кудымкара в Краеведческом музее находится 87 000 единиц хранения! Вот это да, вот это я понимаю - кудымкарцы всех научат, как надо Родину любить.
Есть здесь и уголок природы - мир животных Коми-Пермяцкого округа Пермского края представлен несколькими экспозициями с птицами, например. А ещё здесь есть охотники на привале.
Есть здесь и находки археологов, которые дают представление о тех животных, которые населяли Приуралье тысячи лет назад: кости древнего бизона, саблезубого льва и мамонта. Разумеется, есть окаменелости Пермского периода - здесь свидетельства жизни доисторических животных находят достаточно.
Есть здесь залы, посвященные жизни Кудымкара при советской власти. Оформлен даже уголок со столом, на котором стоит чернильница-непроливайка, лежат письменные принадлежности - каждый желающий может попробовать писать пером и чернилами.
Третий этаж целиком посвящен художнику-авангардисту, чьё имя носит музей. Это Пётр Субботин-Пермяк, творивший в начале XX века. Получив художественное образование в Строгановском училище в Петербурге, он вернулся в родной Кудымкар и открыл художественно-промышленные мастерские здесь, в Перми и Кунгуре.
Сегодня в музее хранится 140 работ Субботина-Пермяка - часть из них мы увидели на выставке. Это действительно интересный художник, которым кудымкарцам стоит гордиться.
Снова вернусь к теме, заявленной в самом начале. Встречались мне музеи в населенных пунктах ещё меньше, чем Кудымкар, но не менее интересные и содержательные. Если люди ценят себя, свою историю, берегут память о предках, то и стараются её сберечь. А если они равнодушны и к прошлому, и к настоящему - тогда да, получится как в Кинешме: в музее и смотреть будет не на что. А вы встречались с чем-то подобным?