Найти в Дзене

Философия здоровья. Часть 1 Принцип иерархичности

Что такое философия? Нужна ли она медицине? Может ли она стать практичной и помочь врачам лечить, а пациентам выздоравливать?

Представим мироздание в виде перевернутого дерева с кроной, стволом и корнями. Раскидистая крона с листьями и плодами (внизу) — разнообразные объекты и явления мира проявленного. Если мы сделаем срез через крону, то получим плоскость с множеством точек — проекций. В динамике жизни эти «точки» будут демонстрировать явную согласованность и взаимозависимость. Но причина этой взаимосвязи останется неизвестной до тех пор, пока мы не поднимемся вверх и не найдем ствол (или хотя бы не предположим его наличие), от которого и отходят многочисленные ветви с листьями и плодами. Все, что наука в состоянии увидеть и измерить — это те самые «точки», отвечающие на вопросы «что» и «как» происходит в мире. Ствол глазами и их продолжением — приборами, увидеть невозможно. Его можно узреть только мысленным взором. А поводом и проводником к восхождению на новый уровень познания служит вопрос «почему». Ведь именно на него отвечает ствол — философия, предметом изучения которой служат универсальные Законы и Принципы существования. Отчасти философия проникает еще выше — в область корней — смысла, осмеливаясь задать вопрос «зачем» или «для чего» все происходит так, а не иначе.

Эта аналогия с древом — одним из древнейших символов Жизни, наглядно показывает, что главными объектами философского поиска служат всеобщие законы мироздания (природы и общества), а также — основные ценности и смыслы человека, и человечества. Что отражается в академическом определении:

Философия — это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

Ф. является теоретическим ядром мировоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.

Ее общая цель – помочь людям лучше понимать мир, в котором мы живем.

Использованный выше принцип аналогии сам по себе иллюстрирует философский подход к познанию неизвестного с помощью уже изученных связей и закономерностей: мы видим, как устроено дерево и почему его ветви существуют не сами по себе, а в единстве со стволом и корнями, и можем экстраполировать это видение на устройство мироздания.

В этом то и сила философии — в возможности познания неизвестного с помощью уже открытых принципов устройства мира проявленного, который мы в состоянии увидеть, потрогать и измерить. Как сказал то ли Аристотель, то ли Декарт, то ли Гельвеций — «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».

Актуален ли такой подход для медицины? Могут ли плоды философского поиска помочь врачам лечить, а пациентам выздоравливать? Теоретически — да. Ведь несмотря на огромный фактический материал, накопленный медициной и смежными с ней науками, наши знания о человеке еще далеко не абсолютны. Продвижение вглубь понимания устройства человека, природы болезни, причин и закономерностей ее развития — открывает для врачей новые горизонты и возможности на пути облегчения страданий. А пациентам помогает осознать себя не пассивным «полем» для врачебных манипуляций, а активным соучастником на пути возвращения здоровья, понимающим, что зависит от врача, а что — от их собственных усилий.

В качестве иллюстрации вышесказанного предлагаем применить философский подход к искусству лечения на примере рассмотрения практических аспектов универсального Закона существования — Закона Единства. Сформулируем относящиеся к нему принципы, приведем примеры их отражения в уже известных науке фактах и предположим, что еще могут привнести эти знания в практику врачевания.

Закон единства (объединения)

1. Принцип иерархичности

Любой объект мироздания одновременно служит и целым по отношению к составляющим его частям, и частью целого высшего порядка. Будучи целым, задает своим частям правила сосуществования, служащие целям сохранения целостности. Будучи частью, подчиняется законам вышестоящей инстанции. Чем четче части следуют этим правилам, тем здоровее целое. Неподчинение правилам ведет к дисбалансу и утрате целостности, а, значит, и здоровья. «Части» несамодостаточны, их существование отдельно от целого, вне связи с другими частями невозможно.

Например, организм человека служит целым для клеток (а также для молекул, атомов, субатомных частиц) и частью биосферы, Земли, солнечной системы, Галактики... Вселенной.

Возьмем клетку. Способна ли она жить независимо от организма? Нет, даже если ее поместить в условия, приближенные к «родным» (температура, состав среды). Да, существуют культуры клеток, но чтобы их вырастить, надо стартовать не с одной, а, как минимум, с сотен клеток. В противном случае они не станут делиться и в итоге погибнут. У любого правила есть исключения, которые лишь подтверждают правило. В данном случае относительно самодостаточными являются два типа клеток: оплодотворенная яйцеклетка и раковая клетка.

Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) способна жить и даже начать превращаться в многоклеточный зародыш вне организма. Это ее свойство — основа для ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) — «зачатия в пробирке» и клонирования. Почему это исключение лишь подтверждает общее правило? Потому что зигота — это «целое в потенциале», исходная «точка» зарождения организма (здесь уже проявляется принцип голографичности, который будет подробнее рассмотрен ниже).

Раковая клетка, находясь в питательной среде вне организма, может существовать и воспроизводиться десятки лет (например, клетки линии HeLa, полученные от пациентки, умершей от рака в 50-ые годы прошлого века, до сих пор используются в экспериментах), но без этой среды все равно погибнет. Раковая клетка идет против Закона Целого в угоду «частным» интересам — обретению личной свободы и бессмертия. В отличие от зиготы, дающей начало гармоничному сообществу разнообразных клеток, раковая клетка многократно воспроизводит саму себя.

Организм человека тоже несамодостаточен. Вне включенности, причастности к другим живым и т.н. «неживым» объектам мироздания его жизнь немыслима. Причем для человека целым является не только планета Земля и вышестоящие космические объекты, но и социум, без связей с которым человек перестает быть человеком.

Может ли часть нарушить закон целого и остаться живой и здоровой? В краткосрочной перспективе, да. В здоровом организме любая клетка, выходящая из повиновения по тем или иным причинам (старение, мутации и др.) подлежит уничтожению (либо включением программы самоликвидации — апоптоза, либо — с помощью специальных клеток — киллеров). Ежедневно в организме образуются десятки тысяч потенциальных раковых клеток, и все они распознаются и выводятся из игры. Появление раковых клеток, которым удается уйти от наказания и развернуть свою разрушительную деятельность, ставит под угрозу весь организм. Ответ на вопрос, почему так происходит, несмотря на предусмотренные системы контроля и защиты, явно следует искать не на уровне клеток, а на уровне организма в целом. И даже более того, на уровне человека в единстве тела, души и духа.

В долгосрочной перспективе часть, идущая против Закона Целого в угоду «частным» интересам — обретению личной свободы и бессмертия, обречена. Ибо, используя организм в качестве ресурсов на пути к обретению личного бессмертия, она в итоге уничтожает не только «источник ресурсов», но и саму себя. Перемещение фокуса внимания с клеток на сообщество людей рождает вопрос: не подобный ли итог может ожидать человечество, если оно не перестанет упорствовать в следовании «раковой» концепции?

Что нам дает знание этого принципа?

Часть немыслима вне контекста целого. Исследование свойств отдельных частей без учета их встроенности в целое высшего порядка несет лишь ограниченную информацию. Нарушение связей части и целого ведет к дисгармонии-болезни. Самодостаточность — иллюзия. Каждый из нас может полноценно существовать лишь внутри общности. Причастность чему-то и кому-то — одно из условий здоровья как на физическом, так и на психическом уровне.

1. Опыты in vitro никогда не дадут исчерпывающего представления о действии вещества in vivo — в целом организме. Поведение стволовых клеток в культуре (при воздействии тех или иных веществ, изменении микроокружения и пр.) нельзя однозначно экстраполировать на живой организм. Отсюда и непредсказуемые в эксперименте последствия использования стволовых клеток в терапии различных заболеваний, когда вместо излечения, происходит, например, стимуляция роста опухолей.

2. Никакой орган, ткань, клеточный тип в организме не может быть «излечен» отдельно. Болеет всегда человек, а не какая-то из его составляющих. Отсюда старый тезис: «Лечить не болезнь, а больного».
Например: больной зуб — сигнал от организма в целом. Удалить или депульпировать зуб, значит, пренебречь этим сигналом и «решить» проблему локально и на краткосрочную перспективу. Сама же проблема никуда не денется, а лишь будет вынуждена искать иные способы заявить о себе. Это не значит, что зубы не надо лечить. Надо. Но
лечением организма это станет только при условии, что сигнал от него принят, распознан, и помощь оказана.

3. Существующая в медицине узкая специализация — лишь этап на пути к естественной, целостной медицине.

4. Многие болезни возникают вследствие нарушения связей между человеком и миром — как природой, так и социумом (болезни дезадаптации). В лечении человека важно учитывать этот фактор.

5. Организм и личность в гомеопатии. Излечение невозможно без учета «интересов» обеих сторон.

Обращение к принципу иерархичности рождает ряд вопросов:

Как в лечении врач может учитывать факт нарушения связи? Как ее восстановить? Что для этого в состоянии сделать врач, а что зависит только от пациента? Какие советы стоит дать пациенту? Что в контексте этого принципа представляет собой «образ жизни» и «образ мысли»? Кто способен научить пациента жить в согласии и с собой, и с миром?

Поиск ответов не стоит ограничивать только медицинскими дисциплинами, он явно шире. По сути и психологи, и педагоги — тоже врачи, помогающие человеку восстановить свою причастность к миру и социуму.