Найти в Дзене
Генератор мыслей

Как я случайно выиграла регион ВСОШ по русскому языку. Советы подготовки к олимпиадам. Программа ВУЗА или школьная программа?

Оглавление

Приветствую, дорогие читатели. Спустя несколько месяцев наконец-то добралась до Дзена и хочу рассказать вам о событиях, которые довольно сильно поменяли мою жизнь. Только сейчас я смогла это до конца осознать и осмыслить. Мне как самому настоящему шпиону удалось проникнуть внутрь так горячо обсуждаемой корпорации среды олимпиад ВСОШ. Да, тех великих и ужасных.

За последние годы всё больше растает популярность этой олимпиады. Многие школьники стремятся занять призовые места и получить не только денежные награды, но и возможность поступить в ВУЗ мечты без экзаменов.

Мне в школе подобное рассказывали, но это я воспринимала как что-то высшее и недоступное, далёкое и мифическое.

Тогда я ещё не подозревала... Так, хватит тех загадочных фразочек из сериалов...

Начало моего пути и трудности

Я легко получала призовые места в школьных и муниципальных этапах, но воспринимала это как возможность получить "халявную" пятёрочку по предмету за участие. Сейчас забавно смотреть на моё отношение к олимпиадам (Прочтите эту статью).Когда я перешла в другую школу, то на фоне других учеников я сильно выделялась знаниями, даже по несчастной истории мне удалось пройти на муниципальный этап с внимание! 50 баллами из 100.

Из хорошего, в 8 классе меня заметила учительница по русскому языку и предложила *красную таблетку*- курсы от Взлёта(той самой организации, которая проводит олимпиады). И сейчас, почти через два года, могу сказать, что это был мой первый шажок на пути к заключительному этапу. Я тогда всё ещё скептично была настроена по поводу олимпиад и проходила курсы только ради интереса. Об этих курсах подробнее я расскажу в отдельной статье, где сформирую основные сильные и слабые стороны этой программы.

Мне повезло, что наша школа считается одной из лучшей в муниципалитете, поэтому на ней пробуют всякие штучки. Вот и администрация оплачивает школе эти олимпиадные курсы.

И такая возможность предоставляется не всем образовательным организациям.

Я могу по своему опыту сказать, что в олимпиадной среде можно очень быстро подняться наверх.

Если в прошлом учебном году на муниципальном этапе я набрала 12/90 баллов. Да, я не шучу! Честное слово! А сейчас я уже прошла на ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП! Пам-парам-пам-пам!

Про участие в Подмосковной олимпиаде школьников: все эмоции, организационные моменты и способы подготовки- у меня уже есть статья на канале.

И это было достаточно нервное событие, но вместе с тем и очень радостное. Я успела даже обидеться на организаторов.

Если прошлым летом я не смогла бы попасть даже на некоторые платные программы подготовки к олимпиадам(с моими 12 баллами), то сейчас меня сами организаторы олимпиад приглашают на бесплатные программы...

Как же я готовилась? Как это получилось?

Сначала мне был интересен русский язык, я даже прочитала пару научно-популярных книг Льва Успенского: "Слово о словах" и "Почему не иначе". Они погрузили меня в увлекательную среду языкознания и познакомили с некоторыми лингвистическими явлениями. Эти знания здорово мне пригодились на Подмосковной олимпиаде.

А вот на регионе мне больше всего помогли те самые курсы. Хотя, скажу по секрету, к 9 классу я разочаровалась в олимпиадах и закончила проходить только программу 8 класса. Они заложили базу, но эти навыки я особо не развивала и занималась чем-то более интересным). Я не читала университетских учебников, не погружалась в вузовские лекции. Тем более одна моя знакомая, которая тоже прошла на заключительный этап, не проходила курсы, а готовилась самостоятельно. Так что, как видите, и без этой программы всё возможно.

Так в чём секрет успеха?

  • Смекалка и сообразительность

Это в большей мере мне помогло. Признаюсь, с детства у меня какая-то предрасположенность к написанию сочинений, к грамотности. К некоей лингвистической интуиции.

Конечно, я её почти загубила своей любимой химией, если бы не мотивация участвовать в олимпиадах.

Я могу сказать, что участвовать в олимпиаде по русскому языку легче, чем в той же химии, потому что это наш родной язык. На ум интуитивно приходят всякие фразеологизмы, но не химические реакции( А очень, очень жаль...). Со временем мозг подстраивается под формат олимпиад и уже легче находить какие-то ассоциации и нестандартные решения. База для решения олимпиадных заданий- широкий кругозор и жизненный опыт. В этом я прекрасно убедилась на примере олимпиады по обществознанию.

Да, я даже и туда влезла.

И где, где, а именно там я случайно заняла призовое место в регионе. Благодаря тому самому жизненному опыту. Это очень забавная история, которая стоит отдельной статьи.

  • Усидчивость и трудолюбие

Эти навыки нельзя обесценивать, потому что курсы даются многим ученикам и по многим предметам, но нужно же проходить, понимать, вникать, записывать! Если делать это для галочки, то ничего не получится. Также и с самостоятельной подготовкой, которая требует ещё больше усидчивости и организованности.

  • Вера и надежда

Нет, это не мотивационные банальности про "успешный успех". Конечно, мне помогла Надежда (Михайловна, школьная учительница), но надеждой нельзя пренебрегать. Это обусловлено и устройством нашей психики и мозга. Если мы не понимаем, зачем это делаем, не ставим целей, то наш мозг не видит смысла прикладывать каких-либо усилий.

Зачем? Всё равно ведь выше головы не прыгнешь!

Это ошибочная установка.

Я и не мечтала попасть на заключительный этап, потому что надеюсь на результаты экзаменов, а не эфемерные слова про поступление БВИ(без вступительных испытаний. Эта возможность предоставляется победителям и призёрам заключительного этапа).
Тем более мне этот русский язык никак не пригодится. Да, потому что я выбрала естественно-научную специальность.

Хотя кажутся совершенно смешными и нелепыми слова организаторов, что олимпиады проводятся в рамках школьной программы, но некоторая доля правды в них есть. Эти выводы выходят из первых двух пунктов. Конечно, этому не учат в школе, но эти задания решаемые. Не спрашиваются особые энциклопедические знания, задания решаются благодаря лингвистической смекалке и хорошему словарному запасу.

  • Стать победителем- не значит решить на 100 баллов

Это тот факт, который меня удивил по-настоящему и помог понять, что ещё не всё потеряно. Посмотрите на эту таблицу, которую я нашла на официальном сайте. Здесь указаны граничные баллы победителей и призёров регионального этапа.

Видите, какие низкие?
Видите, какие низкие?

Это не в привычной школьной системе с 50% выполнения работы ставится "3". Не требуется выполнить работу даже на половину баллов, чтобы стать победителем. Это из-за того, что это задания повышенной сложности, поэтому и много не требуют. Конечно, задания сложные, но и проходные баллы не заоблачные.

В этом году было 53 победителя регионального этапа и 228 призёров в Московской области! Это не привычная оценка: "1-победитель, 2 и 3- призовые"... Если уж говорить про заключительный этап, то там проходные баллы повыше, с 56... Но это реально, это говорю вам я. Это меня ожидает в этом году. Я обязательно поделюсь этим с вами и расскажу, как всё это проходило. И, конечно, какие у меня результаты. Не хочу ничего загадывать, но я стараюсь.

Конечно, в регионе я победила не случайно. Я как ни как готовилась и старалась, но я учусь в общеобразовательной организации без всякого уклона и специализации, в не столь примечательном городе. Это я к тому, что шансы всё-таки есть у каждого. А вот какие, обсудим в следующих статьях. Ждите новых публикаций и новостей из моей не только олимпиадной жизни. Ведь олимпиадами жизнь не заканчивается, как и всей учёбой.