Спешу вас успокоить (а, может, кого-то и разочаровать) никакой катастрофы в литературе не происходит. Эвкатастрофа — это ещё один повествовательный приём, да к тому же и не катастрофа вовсе, а, скорее, наоборот. Но приём этот интересный и довольно редко встречающийся, поэтому есть смысл поговорить о нём подробнее.
Что такое эвкатастрофа
Сам термин придумал и использовал Дж. Р. Толкин в своей лекции «О волшебных сказках», которую прочитал в 1939 году в шотландском университете Сент–Эндрюз. Но профессор не просто термин придумал, он дал название реальному повествовательному приёму (сюжетному тропу), который использовал в романе «Властелин колец».
Суть этого приёма в том, что буквально в шаге от неизбежной катастрофы происходит неожиданное событие, спасающие и героев, и ситуацию в целом. А сам термин «эвкатастрофа» в переводе с древнегреческого означает «благое потрясение». И подразумевает некую «катастрофу наоборот». Толкин использовал этот термин для описания поворота сюжета в своей книге, причём не одного. Один из таких случаев — это появление орлов и спасение Фродо и Сэма в финале. Но мне более интересным кажется другой пример эвкатастрофы в этом же произведении.
Если вы помните, то действие кольца Всевластья на Фродо оказалось слишком сильным, и он уже передумал уничтожать его. Фродо суждено стать ещё одной жертвой кольца, а победа Саурона кажется неминуемой. И тут происходит то, что и назвал Толкин эвкатастрофой. Кольцо у Фрода крадёт Голлум и, злорадствуя и кривляясь, случайно падает вместе с кольцом в пламя вулкана. Таким образом, Зло терпит поражение, в котором само же Зло и виновато. Но к этому повороту сюжета имеет отношение ещё один интересный и знаковый эпизод, предшествовавший событиям эвкатастрофы. Фродо из милосердия пощадил Голлума, и этот добрый поступок решил в конечном счёте и судьбу кольца, и судьбу самого Фродо, и судьбу Саурона.
Особенностью эвкатастрофы является сильная эмоциональная реакция читателей. Толкин считал, что такой приём должен быть встроен в сюжет так, чтобы вызвать у читателей, уже не верящих в счастливый исход, чувство облегчения и катарсиса. И не только у читателей, но и у самих героев, осознавших своё чудесное спасение или спасение друзей. Так, впервые орлы-спасители появились у Толкина ещё в «Хоббите», и там хорошо описана реакция Бильбо, увидевшего летящих орлов, и осознавшего, что спасение рядом.
Кстати, этот сюжетный троп тоже не изобретён Толкиным, а только описан. Так же, как и многие другие повествовательные приёмы и сюжетные тропы, он имеет давнюю историю. Сам профессор считал примером эвкатастрофы воскресение Христа в Евангелии. В качестве литературного примера этого приёма можно привести взрыв «Звезды смерти» в «Звёздных войнах».
А это точно не «рояль»?
На самом деле, эвкатастрофа действительно похожа на «рояль в кустах», когда автор придумывает какое-то невероятное событие, вытаскивающее героев из, казалось бы, безвыходной ситуации. Или же на более древний приём, который называется «бог из машины» (лат. deus ex machina). Приём, придуманный ещё в античной драматургии, представлял собой явление божества на театральной сцене. И этот спускаемый на верёвке бог решал все проблемы: спасал хороших героев и наказывал плохих. Такой трюк позволял античным драматургам нагнетать атмосферу и доводить героев до неизбежной катастрофы. А потом спускался с неба бог и все решал в пользу героев.
Но эвкатастрофа отличается и от первого, и от второго приёма. В отличие от «рояля», событие, позволяющее героям избежать катастрофы, само, по сути, является катастрофой. Совсем по русской поговорке: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Во-вторых, событие это не «рояльное», то есть оно неожиданно, но вполне реально, не противоречит ни описываемому миру, ни героям, ни ситуации, ни здравому смыслу. Это случайность, которых в реальной жизни бывает немало.
Например, забытый на плите чайник — что может быть банальнее. Но сгоревший чайник вызывает задымление, которое включает пожарную сигнализацию, и напавшие на героя/героиню злодеи в испуге бегут из квартиры.
Что касается приёма «бог из машины», то в эвкатастрофе, как правило, нет ничего сверхъестественного. Даже если действие происходит в мире фэнтези, то события не противоречат реальности этого мира. В эвкатастрофе отсутствует и фактор намерения. «Бог из машины» собирается вполне осознанно спасти героев, а в эвкатастрофе работают часто стихийные силы или непредсказуемые стечения обстоятельств. Хотя и разумные существа, типа орлов тоже встречаются.
Кстати, в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходит нечто похожее на эвкатастрофу. Пётр Гринёв избегает казни Пугачёвым только потому, что когда-то пожалел того и отдал заячий тулупчик.
Но этот приём встречается нечасто. Уж слишком трудноуловимая грань между «роялем в кустах» и эвкатастрофой.