Найти в Дзене
Мечты об удаленке

Как я лечил свое эмоциональное выгорание у друга в деревне или история про трактор, кота и отключенные уведомления

Привет всем подписчикам канала "Мечты об удаленке", хочу поделиться своей историей о том, как я лечил свое эмоциональное выгорание. Берите на заметку, радикальная смена обстановки реально творит чудеса! Меня зовут Максим, я senior-разработчик, а если по-простому — старший программист в одной довольно крупной IT-компании. Я тот парень, который знает, почему ваш браузер вдруг решил показать вам синий экран с шуткой про котов вместо запрошенной страницы, и почему на самом деле это была не ошибка, а фича, которую закоммитили в пятницу вечером. Я живу в мире, где «все работает», «почти готово» и «надо просто пофиксить пару багов» — это стандартный лексикон, а стресс — это не что-то извне, это постоянный фон, как шум системного блока. И вот в один не самый прекрасный день этот фон стал настолько громким, что заглушил все остальное. Я поймал себя на том, что пятый раз перечитываю тикет в Jira и не могу понять, чего от меня хотят. Смотрю на монитор, а буквы плывут, как в плохом голливудск

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Привет всем подписчикам канала "Мечты об удаленке", хочу поделиться своей историей о том, как я лечил свое эмоциональное выгорание. Берите на заметку, радикальная смена обстановки реально творит чудеса!

Меня зовут Максим, я senior-разработчик, а если по-простому — старший программист в одной довольно крупной IT-компании.

Я тот парень, который знает, почему ваш браузер вдруг решил показать вам синий экран с шуткой про котов вместо запрошенной страницы, и почему на самом деле это была не ошибка, а фича, которую закоммитили в пятницу вечером.

Я живу в мире, где «все работает», «почти готово» и «надо просто пофиксить пару багов» — это стандартный лексикон, а стресс — это не что-то извне, это постоянный фон, как шум системного блока.

И вот в один не самый прекрасный день этот фон стал настолько громким, что заглушил все остальное. Я поймал себя на том, что пятый раз перечитываю тикет в Jira и не могу понять, чего от меня хотят.

Смотрю на монитор, а буквы плывут, как в плохом голливудском фильме. Кофе перестал помогать. Даже редкие победы — удачные деплои, похвала тимлида — не приносили никакой радости.

Просто галочка: «окей, прожил еще один день». Я стал раздражительным, дома на пустом месте срывался на жену, по ночам не мог уснуть, прокручивая в голове бесконечные списки задач. В итоге, я словил классическое эмоциональное выгорание, диагноз как по учебнику.

Жена, увидев мое состояние, мягко, но настойчиво сказала: «Плюнь на все, тебе нужен отдых и перезагруз. Полный и бескомпромиссный. Завтра же бери отпуск за свой счет».

И тут мне в голову пришла идея. Вернее, не идея, а воспоминание. О моем друге детства, Сергее. Мы вместе росли, вместе хулиганили, а потом наши пути разошлись: я — в мехмат, он — в аграрный университет.

Теперь он живет в деревне, в трехстах километрах от Москвы, и занимается тем, что я в шутку называл «менеджментом экосистемы» — у него свое небольшое хозяйство, пасека, огород.

Я набрал его номер сразу-же вечером.

— Серега, привет. Можно к тебе на недельку погостить? — спросил я, мало надеясь на положительный ответ. Не виделись полжизни.

— Без проблем, конечно, приезжай! — ответил он без тени сомнения. — Только предупреждаю, Wi-Fi тут так себе, а про 4G можешь забыть.

Серега, Серега, ты даже не представляешь, что это было именно то, что мне нужно сейчас. В ближайшие выходные мое авто уже мчало меня к другу детства, с которым мы не виделись лет 10, если не больше.

Я много где успел побывать за свои 34 года, но эта дорога была для меня похожа на путешествие в другой мир. Сначала мелькали рекламные щиты мегаполиса, потом они сменились на менее пафосные, потом пошли поля, перелески, и, наконец, я был на месте. Сергей встретил меня, улыбка до ушей, рукопожатие, от которого хрустели кости.

Первое, что меня поразило, — тишина. Не абсолютная, конечно. Было слышно пение птиц, мычание коровы где-то вдалеке, лай собак. Но это была природная, живая тишина, а не мертвая тишина офиса после полуночи.

И воздух. Я, городской житель, отвыкший чувствовать что-то кроме выхлопов и бетона, вдохнул полной грудью и ощутил какой-то невероятный коктейль из запахов свежескошенной травы, дыма и цветущих растений. У меня даже слегка закружилась голова.

Дом у Сергея был простой, деревянный, но достаточно уютный. Моим первым рефлексом было достать ноутбук и телефон, проверить почту, Slack. Но Wi-Fi и правда был «так себе» — две палочки, которые периодически превращались в одну. Сергей, видя мои метания, хлопнул меня по плечу:

— Расслабься, Макс. Здесь твои аптаймы и пинги никого не волнуют. Вот список дел на завтра. Будем лечить твое выгорание, заодно и мне поможешь по хозяйству.

Он протянул мне… листок бумаги. Настоящий, из блокнота. Список был написан от руки.

  1. Напоить телят.
  2. Помочь починить забор.
  3. Наколоть дров.
  4. Ничего не делать, ну или просто сидеть и смотреть на реку.

Последний пункт меня добил. Я привык, что продуктивность измеряется в закрытых тикетах и написанных строках кода. А тут — «ничего не делать» как пункт плана на день.

Наступило утро моего первого деревенского дня. Вместо противного будильника на iPhone меня разбудил живой петух. Серьезно, это не клише, он реально орал под самым моим окном.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Я был зол ровно пять минут, пока не вышел на крыльцо с чашкой чая и не увидел восход солнца. Такого я не видел, наверное, с детства, когда ездил в деревню к бабушке, в Ивановскую область.

Я сел на ступеньку и просто смотрел. И в этот момент на телефон пришло какое-то уведомление. Я машинально потянулся к нему, чтобы проверить, но потом посмотрел на оранжевое солнце, на поднимавшийся над рекой туман и… отложил телефон экраном вниз. Это был мой первый маленький шаг к выздоровлению.

День был насыщен физическим трудом. Наколоть дрова — это вам не на клавиатуре стучать. Спина болела, руки заныли с непривычки. Но это была приятная, честная усталость.

Я видел результат своего труда: аккуратно наколотые поленья, починенный забор, довольные морды телят, которых я напоил. В офисе результат работы часто абстрактен: «увеличили скорость отклика API на 15%». Круто? Звучит круто. Но это нельзя потрогать. А вот поленницу дров — можно. И это все, доставляло мне невероятное удовлетворение.

Вечером мы сидели у костра, пили чай из старого, дедова еще самовара, который топился шишками (еще один удивительный факт, я и не знал, что так можно), и разговаривали.

О жизни, о прошлом, о будущем. Без спешки. Я рассказал Сергею о своем выгорании, о том, что чувствую себя выжатым лимоном, который должен еще и выдавать из себя фреш. Он мне о своей жизни.

— Понимаешь, — сказал Сергей, глядя на огонь. — У меня тут все просто. Есть ритм. Утро-день-вечер-ночь. Весна-лето-осень-зима. Если не посеешь весной — осенью не соберешь.

Если не заготовишь дров летом — зимой замерзнешь. Все честно. А у вас, в вашем цифровом мире, этот ритм сбит. У вас вечное лето, вечный день. Ты всегда на связи, всегда должен быть продуктивен. Это неестественно. Природа не терпит такого. Вот ты и сломался.

Его слова показались мне гениальными в своей простоте. Я действительно жил в аритмии. Мозг никогда не отдыхал. Даже дома я все равно думал о работе.

На третий день моего прибывания в деревне, случился забавный казус. Сергею нужно было вспахать небольшой участок под картошку. У него был старенький, еще советский трактор, Беларус какой-то.

И вот он завелся, проработал минут пять и заглох. Сергей копался в нем час, пыхтел, ругался, но ничего не выходило.

— Посмотришь может, одна голова хорошо, а две всегда лучше. Я с важным видом подошел к трактору.

— Ну-ка, покажи, — сказал я тоном, каким обычно говорю джунам: «ну-ка, покажи код».

Я реально никогда в своей жизни не видел старых, советских еще тракторов. Я ожидал увидеть кучу проводов, датчиков, может, даже подобие ECU (электронного блока управления). Но под капотом был… просто двигатель. Карбюратор, свечи, куча железа и солярки.

Никакой сложной электроники. Проблема оказалась в топливном фильтре. Он был засорен. Сергей его прочистил старым дедовским методом — продули. Трактор завелся.

Это был момент истины. Я, senior-разработчик, архитектор сложных систем, растерялся перед простейшей механической проблемой. А мой друг-аграрий, далекий от IT, с легкостью ее решил.

Мир перевернулся с ног на голову. Я понял, что моя экспертиза ограничена очень узкой областью, и это не делает меня умнее других. Это было потрясающе смиряющее и одновременно освобождающее открытие.

С каждым днем я стал отключаться от цифрового мира все больше. Телефон разрядился на второй день, и я даже не сразу бросился его заряжать. Я начал замечать мелочи: как ведет себя кот Сергея, Васька, который часами мог сидеть и смотреть на воду в корыте; как меняется свет за день; как пахнет гроза перед дождем. Я читал бумажную книгу, взятую с полки, и не листал ленту VK или Телеграмм.

Кульминацией стал вечер, когда мы пошли на рыбалку. Я не рыбачил лет пятнадцать. Мы сидели на берегу с удочками, молча. Я смотрел на поплавок и ловил себя на том, что в голове наконец-то тихо.

Взято из открытых источников.
Взято из открытых источников.

Не просто отсутствуют мысли, а была полная, абсолютная тишина. Та самая, которую я безуспешно пытался достичь с помощью медитативных приложений и шумоподавляющих наушников.

Она пришла сама собой. В какой-то момент я поймал окуня. Небольшого, с ладонь. Но чувство азарта и радости было таким искренним и детским, что я засмеялся вслух просто так.

Вернулся в город я через десять дней другим человеком. Загорелый, немного потяжелевший от стряпни Сергеевой жены (еще один обязательный деревенский атрибут), и главное — спокойный. Я снова мог ясно мыслить.

В офисе на меня сначала смотрели с удивлением: «Отдохнул? Похоже на санаторий». Я только улыбался. Мой личный санаторий был без Wi-Fi, но с трактором, котом и другом, который на своем примере показал мне, что значит жить в ритме природы.

Я не бросил работу, не уехал в деревню навсегда. Но я изменил к ней отношение. Я теперь жестко отделяю работу от жизни. Вечером и в выходные уведомления с рабочих чатов всегда отключены.

Я снова начал ходить в спортзал, но не для галочки, а чтобы чувствовать свое тело. Я чаще выбираюсь с женой за город, просто погулять в лесу, посидеть на берегу озера или реки.

Иногда, когда я чувствую, что начинаю снова погружаться в рутину и стресс, я вспоминаю тот восход, тот треск поленьев в костре и слова Сергея о ритме. И стараюсь этот ритм найти здесь, в большом городе.

Потому что выгорание — это не про то, что ты много работаешь. Это про то, что ты перестаешь чувствовать жизнь вокруг работы. А в деревне мне ее вновь показали. В самых простых и самых важных ее проявлениях.

Вот такой вот сон... К сожалению, дальше я проснулся)) и реальность оказалась немного другой. Мне нужно было вновь идти на работу и даже в отпуске я не расставался с телефоном и ноутбуком.

🔔🔔🔔 Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал и телеграмм, в котором мы публикуем анонсы новых курсов, новости, акции и скидки на обучении более чем 50 российских онлайн-школ.
С нами вы всегда будете в курсе того, что происходит на российском рынке онлайн-образования!