Найти в Дзене

Не в телескоп, а в микроскоп. «Сотворение мира» в музее Андрея Рублёва

«Сотворение мира» — выставка, созданная совместно музеями и частными собраниями древнерусского искусства. Она посвящена первым главам Книги Бытия — созданию мира Господом. В небольшую экспозицию вошли также образы первых людей, Адама и Евы, и праотцев — предков Христа по плоти. Важную часть экспонатов составили другие иконы, связанные с Богом и Его Ипостасями.

В музее имени Рублёва последние крупные выставки создавались так, чтобы показать какое-либо явление в узком фокусе. В «Сотворении мира» сохранился сходный с экспозициями «Святые жены» и «Иконографические редкости» принцип «смотреть не в телескоп, а в микроскоп».

-2

И вот иконы, некоторые из которых уже были показаны в прошлых экспозициях, встретились в пространстве новой. Напротив входа в драгоценных окладах и стеклянных витринах посетителей встречают образы разного времени и с разными сюжетами, объединённые ало-жёлтым колоритом. Пламенным цветом они вырываются из окрашенных в серый стен, обретая облик перед зрителем с ещё большей ясностью.

   «И почил Бог в день седьмой», икона конца XVI в.
«И почил Бог в день седьмой», икона конца XVI в.

Смысловая ось экспозиционного замысла делит зал на правую и левую стороны. Справа расположились образы Адама, слева — Евы. В последнем зале эти иконы стоят парно: они происходят из Ферапонтова монастыря и представляют собой копии знаменитых фресок Дионисия. Первые люди словно заново творят пространство между собой, одновременно задавая его границы.

   «Сотворение Мира с врезной иконой «Богоматерь Знамение»», конец XVIII в.
«Сотворение Мира с врезной иконой «Богоматерь Знамение»», конец XVIII в.

Во втором и последнем зале стены уже не серые, а кричаще-оранжевые. На этом ярком фоне расположились эскизы к фрескам Владимирского собора в Киеве, выполненные в конце XIX века художниками Вильгельмом Котарбинским и Павлом Сведомским. Они посвящены дням Творения.

-5

Эклектичные образы во всю стену с грозным седовласым Творцом, изображаемым из раза в раз в одной позе, вдохновлены западноевропейскими гравюрами, которые можно увидеть в первом зале. Фрески окружают три лицевые рукописи — так на Руси называли книги с миниатюрами. Конкретно здесь представлены поздние старообрядческие рукописи книги Бытия, которые становятся ещё более выразительными на контрасте с салонно-академической живописью Сведомского и работами в стиле модерн Котарбинского.

   «Сотворение животных», старообрядческий лицевой сборник, XIX в.
«Сотворение животных», старообрядческий лицевой сборник, XIX в.

Так становится понятно, что вечные библейские сюжеты, проходя сквозь столетия, не меняют смысла, но лишь обретают новое звучание. А зритель может ещё раз восхититься сложностью и красотой сотворенного Богом мира.

Выставка будет открыта до 2 июня. В её рамках проходят экскурсии и лектории, о которых подробнее можно прочитать на сайте музея.