(Откровение 10:1-4, 8-11)
С наступлением времени, опасного для церкви, что она должна делать? Прятаться? В трепете ждать вмешательства Божьего? Смягчить свое учение, чтобы оно никого не задевало? Отк. 10 и 11 утверждают, что в тяжелые времена церковь должна быть смелой, мужественной, высказываться прямо и откровенно. В драматическом эпизоде с двумя свидетелями в главе 11 мы видим призыв к церкви проповедовать Слово независимо от последствий.
Как церковь может достойно ответить на такой трудный вызов? В главе 10 подчеркивается, что в ответ на этот вызов мы можем прежде всего высоко оценить Слово, а затем усвоить его. Наш предыдущий урок был посвящен высокой оценке Слова; сейчас мы остановимся на Его усвоении.
ПОВЕЛЕНИЕ
Первые семь стихов главы 10 рассказывают нам об “ангеле сильном”, у которого “в руке... была книжка раскрытая” (ст. 1, 2). Эта книжка была Божьей вестью. В стихе 8 центр нашего внимания перемещается с ангела на Иоанна:
“И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле” (Отк. 10:8).
Это был голос, который перед тем дал ему указание не записывать того, что сказали семь громов (ст. 3, 4). Теперь голос сказал ему: “Пойди, возьми раскрытую книжку из руки ангела, стоящего на море и на земле”.
Иоанн неожиданно из зрителя превратился в участника событий. Представьте, как бы вы себя почувствовали, если бы вы смотрели представление и вдруг вас вызвали бы на сцену. Вы, наверное, почувствовали бы сразу и удивление, и волнение, и, может быть, опасение. Все это, возможно, почувствовал и Иоанн. Но даже в таком случае он не колебался. Он сказал:
“И я пошел к ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь её; она будет горька во чреве твоём, но в устах твоих будет сладка, как мёд” (Отк. 10:9).
Ангел ответил: “Возьми и съешь ее”. Съесть книгу? Нам непроизвольно хочется воскликнуть: “Но мы же не едим книги! Они пылятся у нас на полках; они нам служат в качестве пресса, чтобы засушить цветы, или подставки, если сломался стол; мы даже иногда читаем их; но мы их не едим!” Или, может быть, все-таки едим? По сути дела, мы ведь и сегодня употребляем похожие выражения. Мы говорим, что мы просто “проглотили” какую-то интересную книгу. Фрэнсис Бэкон писал: “Некоторые книги следует только пробовать, некоторые глотать и только совсем немногие тщательно пережевывать и переваривать.
Образ “поедания” книги не должен был показаться Иоанну необычным. В свое время пророку Иезекиилю было велено: “Съешь этот свиток... напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком...” (Иез. 3:1-3). Иеремия так говорил о словах Божьих: “И я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего” (Иер. 15:16). В Библии слово Божье часто сравнивается с пищей для утоления голода (Мф. 4:4; 1 Кор. 3:1, 2; Евр. 5:12-14; 1 Пет. 2:2).
В понимании евреев, если человек “ел” книгу, то он смаковал ее слова, наслаждался ее учением и внутренне переваривал ее истины. Мулхолланд пишет: “Перед нами образ полного впитывания слов Бога, так что они становятся действующим принципом жизни человека”. Иоанну, по сути, было дано указание сделать Божью весть частью его существа. Божья весть и Божий вестник не могут существовать раздельно.
Одна из величайших нужд церкви сегодня заключается в том, чтобы Слово Божье сделалось неотъемлемой частью каждого христианина. Этого не достичь, пробуя Слово лишь изредка или “откусывая” от него по чуть-чуть раз в неделю. Мы должны “есть” Слово! Мы должны читать его до тех пор, пока оно не станет частью нашего разума. Мы должны изучать его до тех пор, пока оно не станет частью нашего сердца. Мы должны размышлять над ним до тех пор, пока оно не станет частью нашей души. Мы должны повиноваться ему, пока оно не станет частью нашей жизни. Тогда и только тогда слово “Христово вселится в нас обильно” (Кол. 3:16).
Когда Иоанн приготовился съесть книгу, ангел предупредил его о последствиях: “Она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед” (ст. 9).
Те, кто любит Божье Слово, не испытывают трудностей в понимании фразы “сладка, как мед”. Псалмопевец говорил: “Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим” (Пс. 118:103; см. также Пс. 18:11).
С другой стороны, фраза “она будет горька во чреве твоем” может некоторым показаться странной; но я могу заверить вас, что те, кто хотя бы какое-то время проповедовал Слово, не испытывают затруднения в понимании его горько-сладкой природы. Преподавание и проповедь Слова вызывает не только улыбку на вашем лице, но и слезы в ваших глазах.
Согласно книге пророка Иезекииля, когда он съел полученный свиток, то “в устах его было сладко, как мед” (3:3); но так как свиток содержал “плач, и стон, и горе” (2:10), то вскоре пророк почувствовал “огорчение” (3:14). Когда Иеремия съел Божьи слова, они были “в радость и в веселие” его сердцу (Иер. 15:16); но позже он сказал, что “слово Господне обратилось в поношение ему и в повседневное посмеяние” (Иер. 20:8).
Что касается горько-сладкой вести, полученной Иоанном, то в чем, как вы думаете, заключалась ее “горькая” сторона: (а) в том факте, что апостолу необходимо будет обличать грех (9:20, 21; 18:3), (б) в том факте, что значительная часть ее связана с наказанием нераскаявшихся (19:20; 20:10, 15), (в) в том факте, что человечество ответит на нее гонениями вестника (11:7; 12:17)? Я бы ответил, что во всех перечисленных выше фактах.
ОТВЕТ
Иоанн знал о последствиях поглощения книги, но это его не остановило. Он сказал:
“И взял я книжку из руки ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мёд; когда же съел её, то горько стало во чреве моём” (Отк. 10).
К сожалению, сегодня многие отворачиваются от горько-сладкого учения. Как и во дни Исаии, они говорят вестнику: “Говорите нам [только] лестное” (Ис. 30:10; см. 2 Тим. 4:3). Тем не менее, те, кто желает быть верными Богу благовестниками, не могут позволить себе роскоши выбирать, что они будут, а что не будут проповедовать. Они не должны “упускать возвещать... всю волю Божию” (Деян. 20:27); они должны “обличать” и “запрещать”, а также “увещевать” (2 Тим. 4:2).
Эллисон пишет: “В евангелии присутствует элемент горечи, который нельзя удалить, не исказив вести”. Люди не будут стремиться к благодати до тех пор, пока не осознают своего греха. Они не будут искать спасения до тех пор, пока не поймут, что значит быть погибшим. Они не смогут полностью оценить счастье небес до тех пор, пока перед ними не обнажится истина об ужасах ада.
Ранее я упоминал, что одна из величайших нужд церкви заключается в том, чтобы Слово Бога стало частью каждого христианина. Этого можно достичь, только если мы будем готовы принять горечь вместе со сладостью. Бог никому не дал права потреблять сладкое и выплевывать горькое. Чтобы угодить Ему, мы должны “съесть все”, принять все и подчиниться всему.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Иоанну было велено съесть книжку не просто для того, чтобы удовлетворить голод или обеспечить себя ужином. Он должен был съесть ее, чтобы подготовить себя к дальнейшему служению (ср. 10:9-11 и Иез. 3:1, 4). Как только апостол съел книгу, ему было сказано:
“И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих“ (Отк. 10:11).
Иоанну была дана лишь половина откровения; много ему еще предстояло узнать. Оставшаяся часть книги будет говорить о “народах и племенах и языках и царях”.
Почему Иоанну было сказано, что ему “надлежит опять пророчествовать”? Возможно, что это было сделано с целью воодушевить его завершить задачу написания Откровения. Лично я не могу даже представить себе то напряжение, которое требуется, чтобы час за часом проводить в кошмарном мире некоторых видений Откровения. Возможно, что воодушевление носило более общий характер. Находясь в изоляции на острове Патмос, апостол, возможно, решил, что его активной деятельности пришел конец. Ему необходимо было знать, что даже после окончания Откровения для него найдется работа. Со временем он будет освобожден с острова Патмос и сможет возобновить свою деятельность.
Какой бы ни была причина этого указания Иоанну, задача, поставленная перед ним, была обязательной. Слово “надлежит” в стихе 11 - это перевод греческого слова дей, которое указывает на “моральное долженствование”. Он обязан был “опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих”. Апостолу не было сказано, что его служение сделает его счастливым или даст ему возможность испытать “чувство удовлетворения” - ему было сказано, что это необходимо. Благодарение Богу за таких людей, как Иоанн, - готовых проповедовать Слово, чего бы это ни стоило!
Поручение в стихе 11 было адресовано Иоанну, но его можно применить ко всем христианам. Господь возложил на каждого из нас моральную обязанность нести Божье Слово всем людям (Мф. 28:19; Мк. 16:15; Лк. 24:47). Глава 10 призывает всех нас высоко оценить Слово, усвоить Его, а затем поделиться им с другими.
Кто-то сказал, что в жизни человека есть два важных дня: первый - это день, когда он родился, и второй - это день, когда он узнал, зачем он родился. Библия учит, что первейшая цель нашей жизни заключается в прославлении Бога (Мф. 5:16; 1 Кор. 6:20; 1 Пет. 2:12; 4:16), и один из наиболее важных путей достижения ее заключается в том, чтобы рассказывать о Его Слове другим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Призыв провозглашать Божье Слово будет основной темой следующей главы. Но чтобы мы могли ответить на этот призыв, Слово должно стать для нас всем. Сколько времени мы тратим на усвоение Слова, чтобы быть в состоянии поделиться им с другими? Глава 10 провозглашает, что если мы хотим, чтобы церковь пережила тяжелые времена, то христиане должны прежде всего сродниться с Книгой!
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД