Благословение Шай-Хулуда зрителям!
Японский философ Ямамото Цунэноме в своё время резонно заметил, что если закончится золото, люди начнут ценить серебро, а затем и медь. В любую историческую эпоху найдётся целая категория предприимчивых творцов, которые, получив право распоряжаться некой известной франшизой, расчётливо прилагают ровно столько усилий, чтобы гарантированно угодить наименее притязательному зрителю. На первый взгляд, выигрывают все — аудитория получает новую порцию ментальной жвачки, актёры — новые роли, а продюсеры — законную прибыль. Но вот только лежащее в основе франшизы произведение безжалостно потрошится, превращаясь из великолепного обитателя литературных джунглей в безжизненное чучело.
Литературная ценность «Дюны», вышедшей из-под пера Фрэнка Герберта в середине 1960-х, вполне открыта для нападок, но даже самый ярый критик вынужден будет признать наличие у произведения чёткой логики развития сюжета и рационального каркаса вселенной книги, в рамках которого персонажи соответствующее ведут себя. К тому же, одной из наиболее привлекательных черт серии романов Герберта является крайне разветвлённая и многогранная структура действия, в рамках которого одно событие обыгрывается с разных сторон, демонстрируя влияние на него многочисленных фракций. Империя, Гильдия, Бене Гессерит, Ландсраат и Тлейлаксу постоянно тянут одеяло на себя, подогревая интерес читателя интригами и неожиданными поворотами сюжета. Тот факт, что работы Герберта можно было неоднократно перечитывать, каждый раз открывая для себя несколько новый взгляд на взаимодействие персонажей, делает эти книги похожими на замысловатую китайскую шкатулку. Увы, но новые времена приносят новые нравы, и свежая экранизация приключений Муад’Диба напоминает скорее откровенно утилитарную книжную полку от «Икеи».
год: 2024 режиссёр: Дени Вильнёв в ролях: Тимоти Шаламе, Зендея, Ребекка Фергюсон, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Остин Батлер, Флоренс Пью, Дэйв Батиста, Кристофер Уокен, Леа Сейду
Сюжет второй части «Дюны» начинается там же, где три года назад неожиданно закончился сюжет первой — далёкое будущее, в космосе царит неофеодализм, благородный Дом Атрейдесов, получив в управление богатейшую планету Арракис, становится жертвой подлых махинаций своих заклятых врагов из Дома Харконненов и двурушничества Империи. Почти все Атрейдесы погибают, и в живых остаются лишь наследник престола Пол, его мать Джессика — наложница герцога и по совместительству ведьма, и мастер меча Гурни Хэллек. Пол и Джессика бегут в пустыню, где рассчитывают найти приют у племени фременов, ведущих войну за освобождение планеты. Ну а поскольку фремены — племя довольно дикое и предпочитающее силовые методы решения проблем, Полу Атрейдесу придётся делом доказывать своё право стать лидером и пророком.
Как и в случае с другой известной экранизацией классики 60-x, снятой под руководством Вильнёва, «Дюна» представляет собой яркий практический пример принципа дуализма человеческой природы. С одной стороны, чисто режиссёрская работа выполнена на крепкую пятёрку. Основным элементом восприятия кино всегда была его визуальная составляющая, а Вильнёв никогда не жаловался на отсутствие фантазии, поэтому «Дюна» выглядит оригинально, стильно, а местами даже великолепно, и немедленно захватывает внимание зрителя. Изумительно красивые панорамы пустыни, гранитные зиккураты городов, эпические сражения, ядерные взрывы на фоне песчаного шторма и поездки на гигантских червях, гладиаторская арена Гьеди Прайм и дворец Дома Коррино — всё это доставляет аудитории немедленное визуальное наслаждение. Режиссёр мастерски рисует вселенную фильма, резко очерчивая общие планы, одновременно не забывая и о деталях, заставляет реквизиторов и костюмеров честно отрабатывать свой хлеб, и в целом делает всё, чтобы аудитория отбросила недоверие и наслаждалась шоу.
В отличие от первой части «Дюны», сиквел также радует зрителя довольно приличным балансом диалогов, саспенса и экшена, а красиво поставленные батальные сцены больше не являются исключением, хотя про парадокс ластгана в бою авторы всё же забыли. Впрочем Вильнёв не был бы Вильнёвом, если бы не включил в фильм с полдюжины бессмысленных, но визуально прекрасных эпизодов, призванных создавать особо эпичную атмосферу, однако несмотря на нерациональное поедание хронометража, сильного раздражения они не вызывают. Словом, на первый взгляд всё весьма и весьма неплохо.
С другой стороны, едва знакомый с книгой Герберта зритель, вдоволь налюбовавшись картинкой, начинает хотя бы поверхностно анализировать развитие сюжета, немедленно наступает отрезвление — будь авторы честны хотя бы сами с собой, «Дюну» следовало бы назвать не экранизацией, а фильмом «по мотивам». Если рассматривать детище Вильнёва как отдельное произведение, всего лишь позаимствовавшее некоторые сюжетные ходы первоисточника и пышные термины вроде «гом-джаббара», «орнитоптера» и «сардукара», то за исключением некоторых логических дыр, сценарий можно было бы считать успешным. Но любой, читавший хотя бы первую часть опуса Герберта, скорее воспримет новую «Дюну» как издевательство над здравым смыслом.
Оригинальный роман был, в числе прочего, философской притчей о роли религии в жизни индивида и общества, а также о принципах построения и неизбежных рисках теократии. Герберт десятки, если не сотни раз подчёркивал важнейшее значение тоталитарных сект и промывки мозгов для выживания человека в экстремальных условиях, одновременно демонстрируя беспомощность трайбализма в условиях развитой цивилизации. В оригинале донельзя зарегулированная религиозными обрядами жизнь сиетчей и железная военная дисциплина были основой их выживания, а наличие сильной воли как необходимого условия существования создавало психологический конфликт и придавало персонажам объём и глубину.
Увы, но у Вильнёва принципиально другое видение образа фременов, поэтому в фильме их общество скорее напоминает картонный гибрид негритянской банды из чёрного квартала и войска Нестора Махно. Большинство фременов ни во что не верит, религиозное меньшинство подвергается регулярному осмеянию, приказы вождя племени носят скорее характер рекомендации, понятие иерархии практически отсутствует, что в бою, что в быту каждый делает что хочет, а единственное подобие центральной власти представляет собой совет, в основном состоящий из сильных и независимых женщин. При этом не занятые продуктивным трудом Преподобные Матери всё равно пользуются достаточным уважением, чтобы заставить де-факто атеистов тратить на них ресурсы. Столь же вольно авторы обошлись и с персонажами — Чани теперь относится к своему возлюбленному слегка снисходительно, а леди Джессика, в оригинале всеми силами защищавшая сына, теперь сама подталкивает его к наиболее рискованным действиям. Вдобавок манера общения героев напоминает отечественный «Ночной дозор» — все постоянно орут, дёргаются и едва ли не половина смены кадров начинается с чьей-то истерики.
Не меньше от пера сценаристов пострадали и антагонисты. Харконнены, ещё в первом фильме получившие имидж психопатов, ударились во все тяжкие и теперь открыто занимаются каннибализмом. Казалось бы, какой смысл Фейду-Рауте жевать несвежих провинившихся сотрудников, если под рукой есть первоклассные стейки из пустынного червя, но режиссёру виднее. Разумеется, о подробнейше описанном Гербертом безграничном практицизме барона и его планах, охватывающих десятилетия, речь даже не идёт. Империя и Гильдия, в оригинале бывшие полноценными игроками на галактической шахматной доске, упоминаются мельком, и не оказывают практически никакого влияния на сюжет, зато Бене Гессерит изображаются едва ли не всемогущими. Единственное, что остаётся, это пожалеть бедного императора — у Линча им помыкали Навигаторы, а теперь собственная предсказательница.
Однако, как бы мне не хотелось однозначно классифицировать это неряшливое прочтение глубокого оригинала как провал, нельзя забывать, для кого, собственно, снимаются такие фильмы. Как и в случае стартовавшей несколько лет назад перезагрузки «Властелина Колец», типичный представитель целевой аудитории подобного проекта не то что не знаком с первоисточником, но с большой вероятностью даже не умеет читать на уровне средней школы, а значит сравнивать фильм ему будет не с чем. Соответственно, вполне обоснованным становится безбожное упрощение сюжетных линий и картонная мотивация персонажей — хитрые политические манёвры Домов, Гильдии и Ландсраата, полвека назад вполне посильные среднему читателю, в наше время большинство просто не поймёт. Так что, если допустить, что авторы скорее всего пытались снять кино, общий стиль которого напоминает не книгу, а компьютерную игру «Дюна 2», их усилия увенчались успехом. Впрочем, не стоит слишком строго судить Вильнёва — если даже крохотные «Электроовцы» Дика оказались слишком сложными в экранизации, то уж масштаб работ Герберта будет для него априори неподъёмным.
Актёрский ансамбль это, наверное, единственный элемент фильма, к которому совершенно не хочется придираться. В данном случае время сыграло на пользу исполнителю главной роли, и за пару лет, прошедших с момента съёмок первого фильма, Тимоти Шаламе таки очень возмужал и наконец-то стал хотя бы немного похож на сурового воина пустыни, а не на модель, рекламирующую плавки в глянцевом журнале. Ребекке Фергюсон очень идут татуировки, которые обязана сделать себе вступающая в должность Преподобная Мать, поскольку они успешно отвлекают зрителя от её лица. Зендея отрабатывает крайне профессионально, и каждое появление Чани на экране немедленно выбешивает не хуже, чем Скайлер Уайт. Очень порадовал Остин Батлер в роли Фейда-Рауты, и несмотря на то, что персонажа сделали конченым психопатом, сыгран он очень аутентично. Та же судьба постигла и Хавьера Бардема в сильно упрощённой роли Стилгара, которого выставили недалёким фанатиком. Ну и разумеется, как на Флоренс Пью, так и на Лею Сейду в образе сестёр ордена Бене Гессерит приятно смотреть.
Итог: профессионально, качественно, и можно даже сказать, хорошо снятый фантастический эпик, использующий сюжетные элементы франшизы «Дюна». Зрителю, не знакомому с оригиналом, вполне может понравится. Мало того, при наличии определённого везения, может быть, современные зумеры даже решат прочитать первоисточник, если не уснут на третьей странице. Но я лично не плюнул бы на этот фильм.
Александр Костин для портала Alterlit.ru