Найти тему
Да ладно?!

Г. Штёкель "О казачестве". Татарские корни

Оглавление

Продолжаем изучение казачества: историю его появления, этнического состава и статуса в России. Данные черпаем из немецкого источника. Потому что, так уж исторически сложилось, что многие артефакты отечественного происхождения либо утеряны, либо уничтожены, либо не опубликованы в свободном доступе. Работа Гюнтера Штекеля по истории казачества представляет собой диссертацию, где подробно исследуется данный вопрос. По ней мы уже узнали, что казачество можно с полной уверенностью называть татарским. Сегодня же, прочтем о татарском казачестве в Никоновской летописи.

Россия в середине XV века

Что из себя представляла Россия в 1445 году? Раздробленные и враждующие княжества. Минимальная территория. Никакого намека на будущую империю, скорее наоборот, существование на грани выживания.

Территория России в 1445 году
Территория России в 1445 году

Василия Тёмный: "Я - русский!"

В этот период на первый план выходит князь Василий II Темный, упоминаемый также в Никоновской летописи.

Большая часть правления Василия II прошла в борьбе за московский престол с представителями младшей ветви "гнезда Калиты" - галицкими князьями.

Он был сыном литовской княжны. Василий II Темный (1415 - 1462) был внуком Дмитрия Донского и Софьи Витовтовны - тоже дочери литовского князя Витовта.

Прям "русский" до мозга костей... Как и наш прославленный певец, который по факту имеет дагестанкое происхождение...

Род Василия Тёмного уходит корнями в династию Рюриковичей.

Преемственность, выполненная "на коленке"
Преемственность, выполненная "на коленке"

Есть, кстати, весьма обоснованная гепотиза, отождествяющая того самого Рюрика с Рёриком Ютландским, прославленным прислужником известных нам уже Каролингов.

Татарский след в династии Рюриковичей

В одной из статьей я приводил данные по татарскому следу в династии Юрия Долгорукого. Не буду тут останавливаться на нём подробно. Ссылку приведу в финале статьи.

Можно вспомнить еще и Беклемишевых, даже застолбивших своей фамилией название кремлевской башни, и многих других.

Тут же я хочу остановиться подробнее на династии Долгоруковых.

Большая Российская энциклопедия:

Долгоруковы (Долгорукие) — русский княжеский род, Рюриковичи, отрасль князей Оболенских. Родоначальник рода — старший сын князя А. К. Оболенского — Иван Андреевич Оболенский (1-я пол. 15 в.), получивший прозвище Долгорукой (Долгорукий).
Его внуки (Семён Владимирович, Фёдор Владимирович Старший, Тимофей Владимирович и Михаил Владимирович Птица) стали основателями 4 ветвей рода. Они в равной степени пользовались фамилиями Оболенские и Долгорукие. Изредка Долгорукими-Оболенскими назывались и некоторые из их потомков.

Об этих Оболенских пишет интересное и историк Г.А.Власьев:

«Род князей Оболенских представляет одну из самых замечательных отраслей потомства Рюрика. В XV и XVI столетиях ни один род не выставил, сравнительно с ним, столько знаменитых деятелей, как на административном, так и, в особенности, на военном поприщах. Представители его… способствовали великому князю Василию Васильевичу Тёмному победить крамолу Шемяки, и тем спасти для России такую крупную царственную личность, как Иоанн III Васильевич, который, как и его сын… Василий Иоаннович, не мало обязаны были трудами и подвигами князей Оболенских в окончательном объединении и устроении Московского государства.

Нәрсә сын ул: Оболенский?

Среди потомков Оболенских встречаются такие прозвища, как Владимир Птица, Всеволод Большое Гнездо, Тёмные (т.е. слепые).

Глянем на герб этого рода:

Герб Оболенских
Герб Оболенских

Он тоже изобилует "птичьей" тематикой.

ЯБОЛЯК/АБАЛЯК/ОБОЛЯК - на некоторых тюркских наречиях означает СОВА.

Есть также уйма легенд и исторических сказаний о ханах каганата с именем Абаляк, имеется также знаменитое село рядом с Тобольском с одноименным названием. Ну об этом как-нибудь в другой раз. Просто хотел заострить внимание на тесносплетения татарских нитей в ковре "русско"-княжеских родов.

Символом того же Рюрика, кстати, является опять-таки птица - пикирующий сокол.

О татарском казачестве в Никоновской летописи

Далее перевод главы III из диссертации Штекеля будет приведен в тексте без курсива.

Теперь, если мы обратимся к северо-восточной границе степной полосы, чтобы выяснить, в какой форме и при каких сопутствующих обстоятельствах казаки появляются там впервые, то нам придется вернуться в эпоху, близкую к середине 15 века.

В соответствующей исторической литературе началом истории казачества, поскольку оно относится к восточной ветви казачества, считается сообщение от 1444 года. Известной под названием русской летописи Никона.

О татарском казачестве в Никоновской летописи
О татарском казачестве в Никоновской летописи

В этой области мы, как и изначально, еще долгое время будем полагаться исключительно на пересказ хроник. Тот факт, что сохранившиеся до нас версии этих летописей относятся ко времени, когда казачество уже было общеизвестным явлением во всей империи восточных славян, привел к высказыванию сомнения в авторитетности сохранившихся в этой форме данных.

Прежде чем мы это прокомментируем, необходимо составить обзор рассматриваемого здесь знания по форме и содержанию.

Так называемая Никоновская летопись, особенно важная для нас, восходит к 16 веку. Точная дата их составления или компиляция

спорна, но датировка не может быть обозначена ранее 1539 года.

О казачестве в Никоновской летописи

Сообщение о казачестве в Никоновской летописи связано со следующим:

"зимой 1443/44 года в Рязанской области появился татарский царевич Мустафа и вел там обычную для подобных набегов деятельность: грабил, уносил, безусловно, самую ценную добычу - пленных. Однако какие-то неизвестные причины, должно быть, побудили его не уезжать немедленно окончательно, чтобы вернуть то, что он выиграл, в безопасное место, а остаться в стране.

Штекель не понимает логики поведения Мустафы просто потому, что тоже думает шаблонами в ключе татаро-монгольского ига, порабощения Руси и т.п.

"уведенные в плен люди" - могла быть просто "десятиной" (тамгой), выплачиваемой мирным населением Империи для пополнения воинских частей.

Когда-то выплата проходила добровольно, но потом, видимо, в вертикали управления что-то надломилось и пришлось направлять "пристава" - Мустафу.

Дальше - больше. Сначала он вернул рязанцам их пленных за соответствующий выкуп, но затем с мирными намерениями сам подошел к городу Переяславль Рязанского княжества, чтобы перезимовать там.

Хроника обосновывает это решение исключительно неблагоприятными погодными условиями, царившими в то время:

  • особенно сухая и жаркая осень выжгла степную траву, так что лошадям не хватало корма;
  • за ней последовала исключительно суровая, холодная и снежная зима.

"Из-за этой великой беды" татары решили перезимовать в Рязани. Когда об этом узнали в Москве, решили воспользоваться случаем. Князья Василий Оболенский и Андрей Федорович Голтяев с соответствующим отрядом, в том числе и люди из ближайшего окружения великого князя, выступили в поход.

Суровость зимы ослабила татар, нанеся тяжелейшие потери (в людях и верховых лошадях) и значительно снижая эффективность их основного оружия - лука и стрел. Москвичи в это время соединились с местными и осведомленными о погоде.

Так, под стенами города Переяслави Рязанского княжества на реке Листань произошла битва, в которой все обстоятельства выступили против татар.

Битва на реке Листань
Битва на реке Листань

Мордва, татары, казаки... по обе стороны реки

Штекель цитирует отрывок из летописи:

,,И налетели на них мордва на снегоступах с копьями, с копьями и с саблями; и рязанские казаки так же на снегоступах с копьями, с копьями и саблями с другой стороны; и воеводы великого князя Василия Васильевича со своей дружиной; и много собравшиеся пешие люди набросились на них с дубинами, топорами и копьями. И это была большая и очень тяжелая битва у реки Листань и христиане начали одерживать верх".

То есть, перевожу: на татар Мустафы напали местные жители под предводительство московского князя. И жители эти тоже казаки и называются мордвой...

Мордва — финно-угорский народ с четко выраженным разделением на два субэтноса (мокша и эрзя). Проживают в Мордовии, а также в Нижегородской, Пензенской и других областях России. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе финно-угорских языков.

Несмотря на храброе сопротивление, татары потерпели сокрушительное поражение, сам Царевич (так и написано у Штекеля: "царевич") Мустафа и многие знатные люди были убиты, другие взяты в плен.

Что касается содержания предания, то в такой подробности его может дать только Никоновская летопись. Что касается рязанских казаков, упомянутых здесь впервые, то они сражались на стороне москвичей как особая группа наряду с феодальной дружиной великого князя, отрядом населения Рязанского княжества (вероятно, это следует понимать под многочисленным "пешим" народом, вооруженным дубинами и топорами) и "дружинниками", а также с "дружинниками" финских жителей, живущих в районе Рязани - мордва.

Татарские снегоступы

Казаки и мордва были готовы к борьбе в отягчающих обстоятельствах, которые им предоставила заснеженная русская зима, лучше. Благодаря своим, особенно хорошо приспособлена к передвижению, снегоступам.

В оригинале списка летописи слово, переведенное Штекелем как "снегоступы" записано: "сулиски/сулицки".

Давайте разберем это слово. "СУ" - вода по-татарски, а выражение "ЛЫЦ-ЛЫЦ" я смутно припоминаю с детства, когда ненейка попрекала меня за шлепанье по полу или походку с шарканьем ног.

От этого СУЛЫЦ, видимо, и старорусское "салазки", а еще и английское "скользить" - SLIDE.

Порох у татар?

Далее, по диссертации Штекеля:

Обе группы были вооружены одинаково и с точки зрения ожидаемого рукопашного боя так же удобно, как и "пешие", в то время как, напротив, огнестрельное оружие татар, которое они продолжали носить, было выведено из строя снежной бурей.

О каком огнестреле у татар идёт речь?

Справка:

Первое огнестрельное оружие появилось в XV веке.
С появлением пороха, изобретёного в Китае, в XV веке начали появляться первые образцы огнестрельного оружия. Это были копья с приделанными на них стальными трубками, откуда производился выстрел. Туда заправлялся порох, маленький снаряд, а затем накалённым железным прутом выбрасывался из дула. Несмотря на такое изобретение, "огненное копьё" не пользовалось большим успехом в истории оружия.

Очередная тема для глубокого анализа... Но вернемся к казакам.

То, что казаки называются "рязанскими", говорит о том, что они находятся в более тесном родстве Рязанского княжества, при этом остается открытым вопрос, поселились ли они только в его пределах или находились с ним в служебных отношениях. Вряд ли можно найти больше из цитируемого источника данной летописи. Заключает Штекель.

В одну статью не уложился. Как обычно, по ходу написания, накрутились дополнительные и требующие внимания вопросы. Так что, продолжение следует...

Ссылки на другие статьи:

История происхождения казачества | Да ладно?! | Дзен

Тут о Беклемишеве:

Тут о Юрии Долгоруком: