Предыдущие главы:
«КРАСИВАЯ» ЛОШАДИНАЯ РАБОТЁНКА
Карусельные лошадки
Лошадь – животное, прирученное человеком 5-6 тысяч лет назад. С тех пор, во все времена, человек относился к лошади с особой любовью! Без лошади и поля не вспахать, и в соседний город не добраться, груза не перевезти, и на войне не победить! Животное выносливое, трудолюбивое, умное, красивое, а потому, лошадь всегда не только работала на человека, но и доставляла ему радость. Но вот оседлал человек лошадь всего пару тысячелетий назад. Древние греки «сели» на лошадь в военных целях, а римляне оценили не только её боевые навыки. Они увидели её природную грацию и красоту. Тогда и началась эта красивая традиция: устраивать конные состязания, во время которых лошадь и всадник демонстрировали свои способности, умение чувствовать друг друга и взаимодействовать. Человек и лошадь обрели друг друга!
Интерес к турнирам на лошадях не раз возрождался в разных уголках земли. В 12 веке конные турниры стали популярны в арабских странах и в Османской империи. Крестоносцы эти состязания называли «маленькими войнами в седле», что звучало примерно так: «garosello» – на испанском, или «carosella» – на итальянском. Вот тогда и появилось это удивительное слово «карусель», которое ассоциируется с детскими аттракционами – игрушечными лошадками, бегущими по кругу. И этому тоже найдётся объяснение в истории.
В Средневековье произошло переосмысление прошлого. Коснулось это и зрелищных конных игр. В Европе популярными становятся рыцарские турниры. Закованные в металлические доспехи всадники на таких же тяжело экипированных лошадях первоначально состязались не на шутку, и турнир превращался в настоящее сражение. Однако к 15 веку рыцарские турниры уже больше напоминали театрализованные представления со сказочными сюжетами. А в 16 веке, когда рыцарская конница утратила своё значение для европейских армий, они и вовсе прекратились. Вот тогда на смену им и пришли карусели – конные игры, красочные показательные выступления конницы. Для участия в этих турнирах требовалась тщательная подготовка наездников. Их обучали верховой езде, во время которой они должны были демонстрировать ловкость, боевые навыки владения копьём и умение стрелять по мишени.
В 18 веке во Франции для подготовки к каруселям появился вращающийся тренажёр. На нём подвесили по кругу деревянных лошадок, сидя на которых наездники с юных лет могли приобретать навыки для последующего участия в конных состязаниях. Так появились первые карусели (фр. Carrousel), ставшие впоследствии любимым детским аттракционом. Но речь сейчас не о них, а о тех самых зрелищных представлениях на лошадях.
Первая Петербургская карусель
В Россию мода, как обычно, приходит с опозданием. По некоторым сведениям, ещё Пётр 1 завёз в страну конные состязания под названием «карусель». Пробовала эту забаву устраивать при дворе Елизавета Петровна. Да как-то не произвели тогда впечатления подобные развлечения. Наверное, размаху не хватило! Да и впечатлений россиянам с петровскими реформами и нововведениями хватало! Так что все лавры собрала Екатерина 2, устроившая в 1766 году на Дворцовой площади грандиозную карусель. После этого потрясшего Петербург зрелища карусели надолго становятся постоянным развлечением жителей столицы.
Екатерина познакомилась с каруселью ещё будучи маленькой девочкой. В Германии, где она проживала в детстве, мода на карусели возродилась как раз в начале 18 столетия. Детские вспоминания, вероятно, были настолько сильны, что Екатерина втайне всю жизнь мечтала вновь увидеть карусель. Вступив на престол в 1762 году, она решила воплотить в жизнь эту свою мечту и стала серьёзно готовиться к событию, которое намеревалась провести на Дворцовой площади уже в 1765 году.
В Российской империи ко всем праздникам готовились с размахом. Создавалась специальная комиссия, а потом сооружали декорации и изготовляли реквизит, писали сценарий, шили костюмы, чеканили медали для награждения и пр. Но к этому невиданному до сих пор мероприятию должны были подготовиться и участники – лошади и их наездники. К началу лета 1765 года всё было готово. Гости и участники начали съезжаться в столицу. Ждали погоды, а её всё не было! Ни одного погожего дня не случилось в то лето в Петербурге, как утверждают историки. (И меня это почему-то не удивляет!) Императрица решает не портить эффект от задуманного шоу, и мероприятие переносится на следующее лето.
По проекту Антонио Ринальди на Дворцовой площади вокруг арены для состязаний был сооружён пятиярусный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей. Несмотря на то, что сооружение было временным, оно было очень эффектным и поражало роскошью. Впрочем, это было обычным для тех времён делом: временные триумфальные арки, декорации для уличных фейерверков, пьедесталы для церемонии прощания с императором и пр. В этот раз амфитеатр был украшен балюстрадой, вазами, росписью и декоративными элементами в виде воинских доспехов и львиных головок. Попасть на праздник в качестве зрителя могли все желающие, требовался лишь бесплатный билет и «приличный» внешний вид.
А участники карусели готовились к состязаниям на Царицынском лугу (нынешнее Марсово поле), где были раскинуты шатры. Всадники были разделены на 4 отряда – кадрили. Кадрили имели собственного предводителя, название и представляла культуру разных народов: Римскую, Славянскую, Турецкую и Индийсую. Каждая группа имела соответствующие названию наряды, лошадиную сбрую и вооружение. Одежда всадников поражала блеском роскоши, а величавые кони –расчёсанными гривами и искрящимися на солнце лощёными телами. Отряд сопровождали оруженосцы, музыканты, дамы и возничие колесниц.
О проведении карусели, которая была назначена на 16 июня 1766 года, горожане были извещены заблаговременно. В этот день для участников карусели на Малой Морской улице и на Царицынском лугу были расставлены шатры для переодеваний. В назначенный час кадрили с двух сторон торжественно двинулись к Дворцовой площади. Привлечённые этим сказочным зрелищем горожане были потрясены шествием и огромной толпой сопроводили кавалькаду до площади. Мест на трибунах всем желающим не хватило. А кадрили заняли места вокруг арены: дамы расположились в колесницах, кавалеры оседлали лошадей. По сигналу пушек со стен Адмиралтейства состязания начались, поражая зрелищностью и накалом страстей. В первой части турнира соревновались дамы на колесницах, потом состязались мужчины верхом на лошадях. Все участники должны были проявить себя в стрельбе из луков и пистолетов, метании копий и дротиков. Целями служили специально изготовленные манекены, бутафорские головы, мячи и кольца. По окончании карусели были определены победители, получившие медали и дорогие подарки.
Карусели в Петербурге
Эта первая карусель стала главной городской сенсацией. Публика была под впечатлением. Довольная императрица убедилась, что подданным нужны зрелища и решила сделать карусели постоянным городским развлечением. Она выбрала огромный пустырь, образовавшийся на пересечении Мойки с Крюковым каналом, и решила его сделать местом массовых развлечений. Вероятно, императрица задумалась о судьбе этого места ещё тогда, когда приезжала на освящение Богоявленской церкви в Николо-Богоявленском соборе в 1762. Вот на этом пустыре и был возведён стационарный амфитеатр для проведения регулярных городских каруселей, а пустырь стал называться Карусельной площадью.
Постепенно площадь стала любимым местом отдыха простых горожан. Здесь устанавливали качели, строились балаганы, выступали заезжие комедианты. А вскоре на площади было возведено здание первого в России стационарного театра. Он назывался Большой Каменный театр (1773, арх. Кваренги, тогда – самое крупное театральное здание в Европе). С тех пор бывшая Карусельная площадь стала Театральной.
Но увлечение каруселями не прекратилось. При Павле их устраивали в Гатчине, где рядом с императорским дворцом был возведён амфитеатр. Во время войн, в которые была втянута Россия на рубеже 18-19 столетий было не до развлечений. О каруселях успели забыть, но возродил их Николай 1. Император считал карусели отличной тренировкой для гвардейцев. А в 1842 году в честь 25-летия своего бракосочетания с императрицей Александрой Фёдоровной Николай 1 устроил в Царском Селе грандиозную карусель в подражание рыцарским турнирам.
Николай 1, как и его отец, был увлечён эпохой рыцарства. Его называли последним рыцарем Европы. Он собрал огромную коллекцию оружия и воинских доспехов рыцарских времён, которая и сегодня поражает гостей Эрмитажа. По случаю Царскосельской карусели Николай 1 решил использовать предметы своей бесценной коллекции, предоставив участникам настоящие средневековые доспехи, костюмы и оружие. Рыцарский кортеж, состоявший из 16 дам и 16 кавалеров, начал движение от здания Царскосельского Арсенала. В сопровождении герольдов и музыкантов живописная процессия прошла по парку и остановилась у Александровского дворца, где прошёл импровизированный рыцарский турнир.
Верховая езда
Увлечение каруселями не прошло даром. Лошадь предстала перед горожанами во всей своей красе и породила желание гарцевать на ней так же, как это делают участники карусели, демонстрируя свою грацию, стать и мастерство наездника. С тех пор верховая езда стала неотъемлемой частью досуга. Выбору лошади уделяли большое внимание, что способствовало примерно с середины 18 века расцвету конных заводов в России. Все коннозаводчики были безумно влюблены в лошадей! Они скупали по всему миру лучшие породы и занимались их разведением в России. При этом почти каждый заводчик был одержим идеей создания идеальной породы. Гордость отечественного коннозаводства – знаменитые Орловские рысаки. Стремительные и выносливые, с сильным торсом, стройными ногами и изящно выгнутой шеей, они стали символом знаменитой русской тройки. А Ростопчинская и Русская верховая породы лошадей становятся незаменимыми в армии.
Однако во все времена породистая лошадь была удовольствием дорогим, а потому позволить её держать в своих конюшнях могли лишь состоятельные горожане. Тогда и появляются, наряду с императорскими конюшнями, роскошные конюшни в частных владениях, а при них напоминающие дворец хозяина манежи для тренировок по верховой езде с непременным берейтором в штате, который занимался объездкой дорогих лошадок и обучением верховой езде их богатых владельцев. Вот почему так много в городе сохранилось зданий, похожих на дворцы, которые оказываются конными манежами. На их аренах демонстрировали себя кони, восхищая своей красотой и грацией. Так что, красивая иногда лошадям доставалась работёнка в Петербурге.
Продолжение читайте по ссылке:
А начало книги здесь:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!