Найти тему

ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА. Карусели - увлечение императоров и забава публики.

Оглавление
"Выезд рыцарей на празднике Волшебство Белой Розы 1829 года", худ. Адольф фон Менцель. Праздник проходил в Потсдаме /фото с сайта spb.aif.ru/
"Выезд рыцарей на празднике Волшебство Белой Розы 1829 года", худ. Адольф фон Менцель. Праздник проходил в Потсдаме /фото с сайта spb.aif.ru/

Предыдущие главы:

«КРАСИВАЯ» ЛОШАДИНАЯ РАБОТЁНКА

Карусельные лошадки

Лошадь – животное, прирученное человеком 5-6 тысяч лет назад. С тех пор, во все времена, человек относился к лошади с особой любовью! Без лошади и поля не вспахать, и в соседний город не добраться, груза не перевезти, и на войне не победить! Животное выносливое, трудолюбивое, умное, красивое, а потому, лошадь всегда не только работала на человека, но и доставляла ему радость. Но вот оседлал человек лошадь всего пару тысячелетий назад. Древние греки «сели» на лошадь в военных целях, а римляне оценили не только её боевые навыки. Они увидели её природную грацию и красоту. Тогда и началась эта красивая традиция: устраивать конные состязания, во время которых лошадь и всадник демонстрировали свои способности, умение чувствовать друг друга и взаимодействовать. Человек и лошадь обрели друг друга!

"Колесничные бега", худ. А. фон Вагнер, 1882 /фото с сайта warspot.ru/
"Колесничные бега", худ. А. фон Вагнер, 1882 /фото с сайта warspot.ru/

Интерес к турнирам на лошадях не раз возрождался в разных уголках земли. В 12 веке конные турниры стали популярны в арабских странах и в Османской империи. Крестоносцы эти состязания называли «маленькими войнами в седле», что звучало примерно так: «garosello» – на испанском, или «carosella» – на итальянском. Вот тогда и появилось это удивительное слово «карусель», которое ассоциируется с детскими аттракционами – игрушечными лошадками, бегущими по кругу. И этому тоже найдётся объяснение в истории.

В Средневековье произошло переосмысление прошлого. Коснулось это и зрелищных конных игр. В Европе популярными становятся рыцарские турниры. Закованные в металлические доспехи всадники на таких же тяжело экипированных лошадях первоначально состязались не на шутку, и турнир превращался в настоящее сражение. Однако к 15 веку рыцарские турниры уже больше напоминали театрализованные представления со сказочными сюжетами. А в 16 веке, когда рыцарская конница утратила своё значение для европейских армий, они и вовсе прекратились. Вот тогда на смену им и пришли карусели – конные игры, красочные показательные выступления конницы. Для участия в этих турнирах требовалась тщательная подготовка наездников. Их обучали верховой езде, во время которой они должны были демонстрировать ловкость, боевые навыки владения копьём и умение стрелять по мишени.

В 18 веке во Франции для подготовки к каруселям появился вращающийся тренажёр. На нём подвесили по кругу деревянных лошадок, сидя на которых наездники с юных лет могли приобретать навыки для последующего участия в конных состязаниях. Так появились первые карусели (фр. Carrousel), ставшие впоследствии любимым детским аттракционом. Но речь сейчас не о них, а о тех самых зрелищных представлениях на лошадях.

Первая Петербургская карусель

В Россию мода, как обычно, приходит с опозданием. По некоторым сведениям, ещё Пётр 1 завёз в страну конные состязания под названием «карусель». Пробовала эту забаву устраивать при дворе Елизавета Петровна. Да как-то не произвели тогда впечатления подобные развлечения. Наверное, размаху не хватило! Да и впечатлений россиянам с петровскими реформами и нововведениями хватало! Так что все лавры собрала Екатерина 2, устроившая в 1766 году на Дворцовой площади грандиозную карусель. После этого потрясшего Петербург зрелища карусели надолго становятся постоянным развлечением жителей столицы.

Екатерина познакомилась с каруселью ещё будучи маленькой девочкой. В Германии, где она проживала в детстве, мода на карусели возродилась как раз в начале 18 столетия. Детские вспоминания, вероятно, были настолько сильны, что Екатерина втайне всю жизнь мечтала вновь увидеть карусель. Вступив на престол в 1762 году, она решила воплотить в жизнь эту свою мечту и стала серьёзно готовиться к событию, которое намеревалась провести на Дворцовой площади уже в 1765 году.

Современная Дворцовая площадь с видом на Зимний дворец. В 1766 здание Малого Эрмитажа (видно справа) ещё не было построено, а площадь была покрыта травой /фото из личного архива/
Современная Дворцовая площадь с видом на Зимний дворец. В 1766 здание Малого Эрмитажа (видно справа) ещё не было построено, а площадь была покрыта травой /фото из личного архива/

В Российской империи ко всем праздникам готовились с размахом. Создавалась специальная комиссия, а потом сооружали декорации и изготовляли реквизит, писали сценарий, шили костюмы, чеканили медали для награждения и пр. Но к этому невиданному до сих пор мероприятию должны были подготовиться и участники – лошади и их наездники. К началу лета 1765 года всё было готово. Гости и участники начали съезжаться в столицу. Ждали погоды, а её всё не было! Ни одного погожего дня не случилось в то лето в Петербурге, как утверждают историки. (И меня это почему-то не удивляет!) Императрица решает не портить эффект от задуманного шоу, и мероприятие переносится на следующее лето.

Медаль, подготовленная к карусели 1766 года. Из собрнаия Вологодского музея-заповедника /фото с сайта  vologdamuseum.ru/
Медаль, подготовленная к карусели 1766 года. Из собрнаия Вологодского музея-заповедника /фото с сайта vologdamuseum.ru/

По проекту Антонио Ринальди на Дворцовой площади вокруг арены для состязаний был сооружён пятиярусный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей. Несмотря на то, что сооружение было временным, оно было очень эффектным и поражало роскошью. Впрочем, это было обычным для тех времён делом: временные триумфальные арки, декорации для уличных фейерверков, пьедесталы для церемонии прощания с императором и пр. В этот раз амфитеатр был украшен балюстрадой, вазами, росписью и декоративными элементами в виде воинских доспехов и львиных головок. Попасть на праздник в качестве зрителя могли все желающие, требовался лишь бесплатный билет и «приличный» внешний вид.

А участники карусели готовились к состязаниям на Царицынском лугу (нынешнее Марсово поле), где были раскинуты шатры. Всадники были разделены на 4 отряда – кадрили. Кадрили имели собственного предводителя, название и представляла культуру разных народов: Римскую, Славянскую, Турецкую и Индийсую. Каждая группа имела соответствующие названию наряды, лошадиную сбрую и вооружение. Одежда всадников поражала блеском роскоши, а величавые кони –расчёсанными гривами и искрящимися на солнце лощёными телами. Отряд сопровождали оруженосцы, музыканты, дамы и возничие колесниц.

О проведении карусели, которая была назначена на 16 июня 1766 года, горожане были извещены заблаговременно. В этот день для участников карусели на Малой Морской улице и на Царицынском лугу были расставлены шатры для переодеваний. В назначенный час кадрили с двух сторон торжественно двинулись к Дворцовой площади. Привлечённые этим сказочным зрелищем горожане были потрясены шествием и огромной толпой сопроводили кавалькаду до площади. Мест на трибунах всем желающим не хватило. А кадрили заняли места вокруг арены: дамы расположились в колесницах, кавалеры оседлали лошадей. По сигналу пушек со стен Адмиралтейства состязания начались, поражая зрелищностью и накалом страстей. В первой части турнира соревновались дамы на колесницах, потом состязались мужчины верхом на лошадях. Все участники должны были проявить себя в стрельбе из луков и пистолетов, метании копий и дротиков. Целями служили специально изготовленные манекены, бутафорские головы, мячи и кольца. По окончании карусели были определены победители, получившие медали и дорогие подарки.

Портрет графа Григория Орлова, худ. Вигилиус Эриксена, 1766–1772 /фото с сайта arzamas.academy/
Портрет графа Григория Орлова, худ. Вигилиус Эриксена, 1766–1772 /фото с сайта arzamas.academy/

Карусели в Петербурге

Эта первая карусель стала главной городской сенсацией. Публика была под впечатлением. Довольная императрица убедилась, что подданным нужны зрелища и решила сделать карусели постоянным городским развлечением. Она выбрала огромный пустырь, образовавшийся на пересечении Мойки с Крюковым каналом, и решила его сделать местом массовых развлечений. Вероятно, императрица задумалась о судьбе этого места ещё тогда, когда приезжала на освящение Богоявленской церкви в Николо-Богоявленском соборе в 1762. Вот на этом пустыре и был возведён стационарный амфитеатр для проведения регулярных городских каруселей, а пустырь стал называться Карусельной площадью.

Постепенно площадь стала любимым местом отдыха простых горожан. Здесь устанавливали качели, строились балаганы, выступали заезжие комедианты. А вскоре на площади было возведено здание первого в России стационарного театра. Он назывался Большой Каменный театр (1773, арх. Кваренги, тогда – самое крупное театральное здание в Европе). С тех пор бывшая Карусельная площадь стала Театральной.

Здание Большого театра на Театральной площади на старинной гравюре /фото сделано в Музее театра/
Здание Большого театра на Театральной площади на старинной гравюре /фото сделано в Музее театра/

Но увлечение каруселями не прекратилось. При Павле их устраивали в Гатчине, где рядом с императорским дворцом был возведён амфитеатр. Во время войн, в которые была втянута Россия на рубеже 18-19 столетий было не до развлечений. О каруселях успели забыть, но возродил их Николай 1. Император считал карусели отличной тренировкой для гвардейцев. А в 1842 году в честь 25-летия своего бракосочетания с императрицей Александрой Фёдоровной Николай 1 устроил в Царском Селе грандиозную карусель в подражание рыцарским турнирам.

Николай 1, как и его отец, был увлечён эпохой рыцарства. Его называли последним рыцарем Европы. Он собрал огромную коллекцию оружия и воинских доспехов рыцарских времён, которая и сегодня поражает гостей Эрмитажа. По случаю Царскосельской карусели Николай 1 решил использовать предметы своей бесценной коллекции, предоставив участникам настоящие средневековые доспехи, костюмы и оружие. Рыцарский кортеж, состоявший из 16 дам и 16 кавалеров, начал движение от здания Царскосельского Арсенала. В сопровождении герольдов и музыкантов живописная процессия прошла по парку и остановилась у Александровского дворца, где прошёл импровизированный рыцарский турнир.

Верховая езда

Увлечение каруселями не прошло даром. Лошадь предстала перед горожанами во всей своей красе и породила желание гарцевать на ней так же, как это делают участники карусели, демонстрируя свою грацию, стать и мастерство наездника. С тех пор верховая езда стала неотъемлемой частью досуга. Выбору лошади уделяли большое внимание, что способствовало примерно с середины 18 века расцвету конных заводов в России. Все коннозаводчики были безумно влюблены в лошадей! Они скупали по всему миру лучшие породы и занимались их разведением в России. При этом почти каждый заводчик был одержим идеей создания идеальной породы. Гордость отечественного коннозаводства – знаменитые Орловские рысаки. Стремительные и выносливые, с сильным торсом, стройными ногами и изящно выгнутой шеей, они стали символом знаменитой русской тройки. А Ростопчинская и Русская верховая породы лошадей становятся незаменимыми в армии.

Однако во все времена породистая лошадь была удовольствием дорогим, а потому позволить её держать в своих конюшнях могли лишь состоятельные горожане. Тогда и появляются, наряду с императорскими конюшнями, роскошные конюшни в частных владениях, а при них напоминающие дворец хозяина манежи для тренировок по верховой езде с непременным берейтором в штате, который занимался объездкой дорогих лошадок и обучением верховой езде их богатых владельцев. Вот почему так много в городе сохранилось зданий, похожих на дворцы, которые оказываются конными манежами. На их аренах демонстрировали себя кони, восхищая своей красотой и грацией. Так что, красивая иногда лошадям доставалась работёнка в Петербурге.

Манеж Первого кадетского корпуса на Университетской набережной /фото с сайта Википедия/
Манеж Первого кадетского корпуса на Университетской набережной /фото с сайта Википедия/

Продолжение читайте по ссылке:

А начало книги здесь:

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!