Прошло более восьмидесяти лет с того момента, как в столице УССР состоялась игра между немецким «Факелом» и советским «Стартом». Немецкая команда была набрана из зенитчиков люфтваффе.
Годами в советской прессу уверяли, что расправились с футболистами лишь потому, что они не стали поддаваться и победили на футбольном поле нацистов. Бытовали и другие предположения, но все без исключения историки склоняются к тому, что на советские спортсмены проявили невероятный героизм и мужество.
О «Старте»
К осени сорок первого года столица УССР оказалась оккупирована. Были в городе и уже известные спортсмены. Среди них оказались и некоторые игроки киевского «Динамо». Некоторые из них уже успели защищаться страны в рядах Красной армии, оказались в плену, но все же получили шанс на свободу.
Одна из версий гласит, что отпустили футболистов по совету украинских националистов, которые советовали использовать спортсменов для пропаганды. Чешских фанат футбола Йозеф Кордик заметил на улице Николая Трусевича, который был динамовским вратарям. Сам чех заведовал хлебозаводом, и устроил на предприятие Трусевича, и других футболистов, которые волей судьбы оказались в оккупированной столице.
Благодаря Кордику, при заводе позволили создать футбольную команду, которую назвали «Стартом».
Постепенно в городе стали появляться и другие команды, им позволили проводить матчи. Для немцев футбольные встречи были не только способом позаботиться о досуге своих военных, но и шансом показать всем, что арийская раса даже в спорте главенствует.
Спортивные состязания на оккупированных земля стремились превратить в подобие гладиаторских сражений, теша свое эго. Только когда команда «Старт» стал одерживать уверенные победы то над командой венгерского гарнизона, то над железнодорожниками, артиллеристами, другим клубами националистов, планы начали рушится. Мало того, что футболисты «Старта» не позволяли продемонстрировать арийское превосходство, так еще и на стадионе начинали звучать антинемецкие лозунги.
Тот самый матч
Начало августа сорок второго года. Против старта играла команда в состав которой вошли бойцы люфтваффе. Советские футболисты разгромили противников со счетом пять один.
Уже этот проигрыш был настоящим позором. Но простой расстрел показался нацистом слишком примитивной мерой. Спустя трое суток решили провести реванш.
В состав «Флакельфа» срочно добавили профессиональных спортсменов, собрав их из других частей элитный войск. Нацисты верили, что советские игроки за трое суток не восстановятся, плюс сильные профи помогут им получить преимущество.
По словам очевидцев, перед началом матча в раздевалке «Старта» побывал немецкий офицер. Некоторые историки предполагают, что киевским футболистами угрожали и требовали поддаться.
Матч был сложным, но старту удалось одержать победу со счетом пять три. Игрокам «Старта» даже позволили отметить победу на частной квартире. Новую игру назначили уже на через неделю. И снова «Старту» удалось одержать победу над « Руха» со счетом восемь ноль.
Только через пару дней у игроков клуба начались трудности. Всех футболистов задержали прямо на заводе и отправили в гестапо. Их обвинили в том, что команда «Динамо», за которую большая часть из футболистов выступала ранее, была создана НКВД.
Бытует несколько версий о причинах задержания. Предполагают доносы со стороны раздосадованного проигрышем команды Швецова, или еще одного спортсмена или попытки найти подпольщиков. Незадолго до этого кто-то подмешал в муку битое стекло на том самом хлебозаводе.
Вполне вероятно причин было несколько, поиски подпольщиков, доносы, к тому же неудобная команда давно вызывала ненависть у нацистов. Александра Ткаченко застрелили почти сразу, поскольку он пытался бежать. Николай Коротких в тридцатых годах действительно работал на НКВД, а потому расправлялись над ним так жестоко, что пыток он не перенес.
Остальные футболисты были переведены в Сырецкий концлагерь. Трое футболистов клуба лишились жизни зимой сорок третьего во время массовой расправы. Уцелевшие игроки были спасены в момент массового побега к осени сорок третьего. Не стоит думать, что истории о мужестве «Старта» только легенды, ведь своей смелостью и мужеством футболиста клуба действительно поднимали дух людям в оккупированном городе и дарили надежду.