Найти в Дзене
СНЕГИРЬ

Восхитительные иллюстрации русских сказок и былин с необычными пояснениями - редкий альбом 1875 года издания

Оглавление

Рассматриваем иллюстрации, подмечаем интересные моменты. Какие образы зашифрованы в сказках и былинах? Какими видели богатырей, их быт и оружие иллюстраторы во второй половине XIX века?

"Альбом русских народных сказок и былин" 1875 г. под редакцией П.Н.Петрова.

-2

*Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные. Цель – обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.

В альбоме примерно в равных пропорциях и вперемешку расположены как известные русские сказки, так и былины. То есть на момент издания их не воспринимали как нечто принципиально разное.

В предисловии же сказано, что каждая сказка - это НЕ просто и не столько развлечение для детей, а, напротив - полезная для всех возрастов информация, в которой зашифровано нечто важное. Поэтому, в данном альбоме по замыслу издателя каждая сказка и былина предваряется объяснением того, какие образы в ней зашифрованы.

-3

Большинство иллюстраций за некоторыми исключениями выполнены профессором И.И.Соколовым.

Илья Муромец

Открывает альбом былина об Илье Муромце. Пояснение к ней издатели начинают с того, что древняя прародина индоевропейских народов, находилась в Индии и именно оттуда идет культ бога-громовника, так как южные грозы особенно сильны и величественны:

"Младенчествующая фантазия каждого народа, в первый период его человеческого развития, облекает в аллегорические формы обыденныя явления природы. Предания... народов, вынесенные из их отдаленной родины - Индии, где бури, грозы и ливни тропические проявляются в ужасающем величии - по преимуществу любят фигурально выражаться о молнии, громе, ветрах, облаках, солнце, придавая им человеческие формы сверхъестественных силачей... "

Далее проводится прямая аналогия между славянским богом грозы Перуном и индийским Вритрой:

"Славянский бог Перун, ни более ни менее, как одно из прозваний индийского Индры - "Парунья" - молниеносная туча, - равнозначащее с гремящим Юпитером древних римлян... С наступлением весны Перун является со своими молниями, оплодотворяет дождями землю и выводит, разсеивая тучи, ясное солнышко..."

-4

Проводятся смысловые аналогии между такими схожими по звучанию словами как Перун, "перище" (громовые раскаты от глагола прати, переть, напирать), "праща", "палица" (от глагола палить), "паля" (улар линейкой по руке) и проч. Он дополнен описанием статуи Перуна у литовцев:

"...с драгоценным камнем в руке для представления огня. Перед Перуном горел огонь неугасающий из дубового древия. Когда же угасал он, то, чтобы зажечь дубовый костер, высекали огонь из камня, находившагося в руках кумира".

"Перуна, по летописи, снабжали тоже палицей, как видно из рассказа о крещении народа при Владимире в Новгороде. Русские предания снабжают пламенным мечом и Илью Пророка, заменившего в народной фантазии образ громовника языческого - Перуна."

И, наконец...:

"Соедините все эти понятия, нами указанныя, с именем Ильи Муромца - и аллегорический смысл воплощения народнаго любимца - громовника, выступит ярко из под канвы былин. Не забудем, что демоны (прим. - тучи) - враждебные силы, с которыми бился бог-громовник, олицетворялись всегда в чудовищных образах великанов и змей. Вот вам и полное представление битвы Ильи Муромца".

-5

"Аллегория сидения Ильи, следовательно, воплощение зимнего бездействия природы."

"Почувствовав силу, богатырь рвется на простор, добывает чудодейственного коня и лук со стрелами. Конь богатыря словно сокол летит, с горы на гору перескакивает, с холма на холм перемахивает, реки, озера и леса темные промеж ног пропускает, поля хвостом устилает. В этих образах нельзя не увидеть характерных признаков ветра."

"Этих примеров, мы полагаем, достаточно, чтобы оправдать наш взгляд на тождество былиннаго Ильи Муромца с громовником Перуном. Имя Пророка удерживала народная фантазия и в поэтическом представлении действий грома в народных поверьях в период христианский, не отступая от любимых доисторических поверий, вынесенных из общей родины славян... (прим. - и других индоевропейских народов, т.е Индии)."

Таким образом, во второй половине XIX века версия о тождестве былинного Ильи Муромца с Ильей Печерским вовсе не была аксиомой (и, судя по всему, даже не была основной), существовали и совершенно другие трактовки (о некоторых мы уже писали ранее). Приведенная выше версия относится к так называемой мифологической школе*, в рамках которой сказочно-былинные события трактовались как действия сил природы, ветра, грозы и солнца. Интересна она, впрочем, главным образом тем, что напрямую связывает былинного Илью с дохристианским богом Перуном, а через него и с древнейшими временами истории, отсчет которых начался еще в индийской прародине.

*Заметим, что мифологическая школа трактовки былин не была единственной. Их главный оппонент - историческое крыло исследователей фольклора, которые искали прообразы богатырей НЕ в силах природы, а в реальных событиях и исторических персонажах. В рамках этого направления также существовало и существует масса версий. Так, например, профессор Петербургского университета А.Н.Веселовский (1838-1906 гг) пришел к выводу о том, что в основе былин лежат войны русов… с гуннами Аттилы в V  в. н. э. Многочисленные подтверждения тому есть как в самих русских былинах, так и в германских сагах, которые описывают те же события глазами противоборствующей стороны.

Святогор

Автор альбома трактует образ Святогора в том же ключе, что и Муромца - как образ сверхъестественной силы природы. Здесь опять же интересно то, что самые первые строки пояснения уводят нас в индийскую прародину - таким образом, в конце XIX века славяне вовсе не считались "неизвестно откуда и причем недавно появившимися". Авторы подобных альбомов без всяких сомнений писали о том что символические образы героев русской мифологии зародились еще во времена общей индоевропейской древности в незапамятные времена.

"Все народы индо-европейских племен вынесли со своей отдаленной прародины предания о великанах, стихийное значение которых наглядно выясняется сверхъестественными качествами по наделу народной фантазии. Славяне не отстали от других народов в этом отношении, и Святогор - единственный представитель отдаленной эпохи - самою колоссальностью форм, ему приданных, доказывает древность своего оригинальнаго образа."

Но если Илью Муромца авторы альбома отождествляют с Перуном и силами грозы, то Святогор - это огромные белые кучевые облачные массы:

"Былина заставляет великана жить на "святых горах", то есть в облачных массах. Как индийский Вритра создал облачный и ледяной (т.е.прозрачный) город, где скрывает он теплый луч солнца - жену, так и Святогор возит жену в стеклянном сундуке или сажает в рукавицу; куда попал и Илья Муромец - воплощение молнии. Святогор, следовательно, воплощение туч, ходящих по небу. Оттого-то и ездит великан, выказываясь выше леса стоячего, со своим стеклянным сундуком."

-6

"Полдень - наибольшее разгорячение атмосферы и наступление бездействия в природе, - когда тучи или останавливаются или скрываются в выси лазурного свода, разлегаясь по краям небосклона, на иносказательном поэтическом языке представлен сном Святогора. Просыпается он когда спадет жар и задвигаются тучи, перед вечером."

"...в былине об Илье заключается запрет громовнику выходить драться со Святогором, котораго земля через силу носит. Смысл аллегории тот, что тучи, количеством массы превосходят безконечно электрическую силу молнии, которая как бы исчезает в них, не уменьшая их величия".

-7

Впрочем, касательно Святогора нельзя сбрасывать со счетов и версию о том (за рамками данного альбома), что эта былина является собой своеобразным напоминанием об уходящей эпохе великанов/гигантов, последний представитель которых - Святогор. Ведь повсеместно на земле, не исключая и Россию, нет-нет да и попадаются упоминания о находках огромных человеческих костей и черепов. На необычно высокий рост людей прошлого косвенно намекают и "неподходящие" нам сегодняшним по размеру дверные проемы во многих античных зданиях, и несоразмерные с пропорциями современных людей артефакты - такие как древние короны, перстни и мечи.

Американский солдат примеряет корону императора Священной Римской Империи Карла Великого
Американский солдат примеряет корону императора Священной Римской Империи Карла Великого

Садко богатый

В рамках мифологической школы трактовки Садко - это не что иное как ветер, вздымающий волны на море, и играющий на своих гуслях, словно искусный музыкант :

"Слово Садко считаем мы производным от глагола "садить", значение котораго не только одно - садить деревья, - но и еще: "дуть" и "пропускать воздух стремительно, в скважину". В этом последнем смысл об окошках, сквозь которыя проходит воздух и ветер, говорят - "садит ка киз пропасти". Принимая производное слово от глагола "садить" в этом значении, Садко будет соответствовать эпитету ветра. Аттрибут же бурнаго ветра в народном поэтическом иносказании представляется обыкновенно в идее музыки и игры на струнных инструментах. Вот, кажется, основа древняго опоэтизированного типа Садко-музыканта, которого в сласть заслушивается водяной владыка озера Ильменя? Наступление волнения в озере с первыми аккордами игры на гуслях Садко - представление обычнаго явления: буря вздымается ветром в озере!"

-9

"Точно также и пляска морскаго или, по другим вариянтам, поддонного царя, вполне соответствует представлению музыки ветра, при широком волнении хляби, которая, пока продолжается музыка - ветер, перестать волноваться не может. Умолкли гусли - стал как вкопанный и царь-плясун!"

"...Афанасьев, в своих "поэтических воззрениях славян на природу" (прим. - главный собиратель сказок XIX века и основоположник идей мифологической школы), признает в морском царе тождество с Громовником, который точно также разделился на два типа, как Юпитер и Посейдон..."

-10

"Но дальнейшие эпизоды взяты уже из другаго источника и, так сказать, только сцеплены с главным действием... Здесь уже житейская сторона похождений купца Садко получила новый характер, дававший возможность на этой канве выводить узоры быта в Новгороде в лучшую пору его самостоятельной жизни и купучей предприимчивости... В Садко очерчена разумная деятельность той предприимчивости, которою и объясняются: широкое развитие Новгорода, его завоевания на севере, его соперничество с братьями по торговле, ганзейцами, и те усилия, которые употребляет торговая община - и в ней передовые деятели - занять первенство."

"Сознал Садко, что всего не скупишь, - и, в виду явной победы, уступил, предвидя дальнейшее поражение. Вовремя остановиться при удаче - есть уже признак высокой и светлой личности."

Интересно, что авторы альбома приводят эпизод, зафиксированный лишь в некоторых версиях былина о Садко, который касается спора Морского царя с его женой касательно того "что дороже на земле: железо или золото". Садко отвечает им, что железо, и это может служить одним из указаний на древность былины - как полагает составитель, речь идет о временах, когда в первые века цивилизации железо было только открыто и заменило медь (внешне похожую на блестящее золото). Именно из железа, а не из меди стали изготавливать оружие и доспехи и они оказались на порядок прочнее и надежнее.

Опять же стоит упомянуть и другие версии объяснения образа Садко (за рамками данного альбома). Так, несомненным является связь его со звуком и, возможно, с существованием центра гусельной традиции на острове Арконе, куда и направлялись будущие музыканты за посвящением. В санскрите термин sa-dhu (имя легендарного гусляра) относится к личностям отрекшимся от мира и вставшим на путь духовного совершенствования. Корень sa-dh означает «достичь цели», «возыметь силу», а sa-dhana — это и есть «духовная практика». Действительно, исходя из текста былины Садко похож скорее не на купца, а на человека ищущего, поэтапно постигающего как различные практики гусельной игры, так и тайны взаимосвязи природных явлений. Начинает он как отвергнутый обществом гусляр, а заканчивает — как человек научившийся своей игрой вызывать шторм, управлять стихией воды, более того — становится зятем самого Морского царя. Подробнее - здесь.

То есть былина есть не что иное как отражение обряда инициации: испытание страхом (первая встреча с Морским царем на берегу Ильмень-озера), обрядовое умирание героя (погружение на дно Синего моря с эфемерной возможностью вернуться к привычному миру) и воскресение (пробуждение на берегу). Натянутые струны тут можно соотнести с поверхностью моря, а ударяя по ним гусляр создает волны, которые рождают звуки, то есть он управляет этой водно-музыкальной стихией и в некотором смысле является "создает мир посредством звука" - именно эта тема прослеживается в образах других фольклорных гусляров - например, карело-финского Вяйнемейнена из эпоса Калевала.

Добрыня Никитич

Автор альбома полагает, что Добрыня Никитич - это по сути своеобразный "двойник" Ильи Муромца (персонифицированный образ грозы "побеждающей"/"побивающей" своими молниями тучи и высвобождающий дождь, то есть жизнь). Однако, если образ Ильи Муромца максимально близок к Громовержцу Перуну и индийскому Вритре, то Добрыня Никитич - это он же, но переосмысленный в новый реалиях, а именно тогда, когда над Русью нависла угроза со стороны разных кочевых степных народов. Именно поэтому Добрыня приобрел более "человеческие" черты и в его образе особую роль играет тема защиты, освобождения от плена и появляются некоторые житейские мотивы - как-то женитьба на Настасье Микуличне и интрига с попыткой Алеша Поповича жениться на ней повторно во время долгого отсутствия Добрыни.

"Роль былиннаго Добрыни главная - борьба с темною силою. Оттого-то ему и выпадает поединок с многоголовыми змеями и другими чудовищами... Нам трудно назвать по имени самые народы, но самый характер чудовищ несомненно открывает в них полчища воинов, сжившихся с конем с пеленок и знающих отлично свои степи... Зной летом, когда трава перегорает в степях, представлен довольно живо и наглядно под видом змеиного дыхания, предшествующего самому наступлению внезапных врагов и ослабляющего силы богатырей русских."

"Образный язык народнаго творчества, чуткого на все живое, пестрыя, нестройные толпы врагов, вечно увертливыя и готовые из бегущих обратиться в гонящих, мгновенно приравнял к многоголовым крылатым змеям с яркими переливами цветов радуги...."

-11

Появление в Киеве колдуньи Маринки приписывается мстительной политике той же темной силы "уже сознающей невозможность открытой схватки с русской отвагой". Предполагается за за ее образом стоит некая болезнь, зараза, эпидемия:

"Атмосферическое значение разрастания заразы в воздухе... без сомнения основа метафоры, где эпидемия представляется опасной красавицей, ласки которой гибельны. Приворожение - расположение к болезни, заболевание - состояние истомы и тоски, в которое погрузила чародейка богатыря, наколдовав по вырезанному его следу. Колдовство мнимое в виде вырезки из почвы следа ноги человека по тени солнечной, преследовалось даже судом в суеверном обществе старинной Руси, как действительно вредоносный поступок, грозивший утратой здоровья того, чей чей след входил в чарованье."

Неудавшаяся свадьба Настасьи Микуличны (жены Добрыни) с пленившим ее Алешей Поповичем (в отсутствие Добрыни), которая была разрушена появлением последнего на свадебном пиру под видом гусляра, трактуется как аллегорию неудавшейся бури в природе перед появление грозы. "Оттого Громовник-Добрыня и является музыкантом: музыка - ветер, как известно!".

-12

****************************

Какие же трактовки былин "правильные"? Являются ли богатыри поэтическими аллегориями на силы природы, образами древних богов, реальными историческими персонажами или в сюжетах былин зашифрованы некие философские смыслы связанные с получением знаний, различными инициациями и проч.? На самом деле зачастую кажутся весьма убедительными совершенно разные трактовки одной и той же былины и, как нам представляется, в этом и заключается прелесть, глубина и мудрость народного фольклора. Он многослоен и многогранен. Как диковинный самоцвет - смотришь на него с одной стороны и, кажется, что изучил уже каждую крапинку, шероховатость, а поворачиваешь другой стороной - и он сверкает на солнце уже совершенно по-новому. Но при этом это все один и тот же самоцвет.

Мы рассмотрели 4 былины из альбома, хотите продолжение с обзором иллюстраций и объяснений некоторых русских сказок, приведенных в нем же? Напишите в комментариях )

P.S. Желающие могут найти оригинал альбома на сайте Национальной электронной библиотеки под кодовым номером 000199_000009_003604730.

****************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

"Голубиная книга" - древнейший памятник русской словесности полный загадок и намеков. О чем он рассказывает?

"Сказание о Словене и Русе" рассказывает о древнейших временах истории словян, русов и скифов начиная с IV тыс. до н.э

Невероятные факты о русских былинах, которые перевернут ваше представление о богатырях

Русские былины уходят корнями в глубочайшую древность родоплеменной эпохи - доказательства

Древнейшие письменное собрание русских народных преданий М.Д.Чулкова 1778 года выпуска - почему о нем забыли?

Малоизвестная версия былины про Добрыню и Тугарина, где есть точные привязки к местности и множество невероятных деталей

Невероятная забытая былина о воеводе Свенельде, которая рассказывает о его происхождении

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень поможет его продвижению!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"