С ростом закредитованности населения, неизбежно возрастает и количество претендентов, когда коллекторские агентства выходят за рамки установленных законом полномочий.
Большинство людей попросту поддаются эмоциональному давлению (которое сопровождается чувством вины), ввиду чего могут принять необдуманные решения или попросту впасть в депрессивное состояние.
Не стоит забывать, что деятельность коллекторов имеет очень ограниченный набор полномочий, который регулируется статьей №230 ФЗ РФ. О том, что им "можно", а что "нельзя" - мы поговорим в данной публикации.
Какие действия могут совершать коллекторы по отношению к должнику?
Какие действия могут совершать коллекторы по отношению к должнику?
1. Использовать любые доступные способы для поиска контактной информации о должнике (в том числе, пользуясь ботами/социальными сетями и так далее)
2. Специалисты из отдела взыскания могут направлять СМС с требованиям вернуть долг, но в очень сдержанной форме. Точно такого же формата (без угроз и унижений) коллекторы могут отправлять письма на электронную почту.
3. Допускается делать звонки, но, опять же, в установленных рамках. Во-первых, временной коридор для совершения звонков - с 9 утра до 22 вечера. Во-вторых, звонки разрешается делать только 2 раза в неделю.
4. Искать родственников/коллег по работе/друзей с целью давления на должника ни в коем случае нельзя, НО звонки поручителям (которые фигурируют в договоре) возможны.
Само собой, все что выходит за перечисленные рамки является превышением полномочий:
- коллекторы не могут распространять информацию о должнике, которая может испортить его личную и деловую репутацию;
- не могут оказывать физического и эмоционального давления с помощью угроз;
- не могу требовать (и принимать) наличные средства в счет погашения долга;
- давать ложную информацию о сумме долга и условиях
Лучшая модель поведения с коллекторами - быть сдержанным, но быть на чеку
На самом деле, сами коллекторы в основной массе очень аккуратно относятся к должникам, потому что в современном цифровом мире есть очень большие шансы самому попасть на скамью подсудимых за превышение полномочий. Для коллектора же это просто работа, а агентству, в котором он работает - очень важна лицензия (лишиться ее из-за неадекватных сотрудников никто не хочет).
- Тем не менее, даже если специалист по взысканию повышает тон и начинает грубить - не ведитесь на данную провокацию. Желательно, чтобы каждый ваш звонок был записан в аудио/видеоформате, потому что это будем важным аргументом в суде (в крайнем случае).
- Даже если вы уверены в своих силах (нашли возможность закрыть долг) - не давайте ни устных, ни (тем более) письменных обещаний сделать это к определенной дате.
Если диалог не строится совсем - вы имеете право отказаться от диалогов. Причем не просто методом "игнора", а с помощью официального заявления об отказе в контактировании, которое вы направляете в агентство сами или через своего адвоката.