Автор: Александрийский библиотекарь
Всем привет! «Любой крупный корабль Кригсмарине, если он не в Норвегии, находится не там, где нужно». Вроде бы именно так Гитлер заявил своим адмиралам, собираясь прервать коммуникации в Северной Атлантике, по которым военные грузы доставлялись из США в Великобританию и Советский Союз. Немецкий линкор «Тирпиц» с января 1942 года находился «там, где нужно» и был сущей занозой для британского Адмиралтейства. Потерпев неудачу с атакой сверхмалыми подводными лодками, моряки решили бить гиганта авиацией. А это значит, мы продолжаем листать хроники пикирующих бомбардировщиков. Попытки достать германский флагман бомбами заняли у англичан большую часть 1944 года. Первым актом стала операция «Тангстен» (вольфрам с английского) - с участием именно пикировщиков. Она прошла 3 апреля 1944 года. Но вся суета началась с конца 43-го.
Во-первых, английские шпионы и воздушная разведка держали стоянку под постоянным контролем. Во-вторых, на одном из озер в Шотландии, где местность напоминала Норвегию, оборудовали отличный полигон с главной целью и позициями береговых зенитных батарей немцев. Основу ударной группы составили бомбардировщики-торпедоносцы «Барракуда» из состава авиакрыльев авианосцев «Фьюриес» и «Викториес».
Самолеты должны были нести только авиабомбы и работать с пикирования. По задумке адмиралов, нападение должно строиться двумя волнами по 12 пикировщиков с «Викториеса» и по 9 с «Фьюриеса». Итого 42 ударных самолета плюс истребители сопровождения. Впрочем, во второй волне одна «Барракуда» никуда не полетела, а вторая упала сразу после взлета, утопив летчика, штурмана и стрелка-радиста. Больше того, в состав соединения вошли четыре эскортных авианосца: «Серчер», «Пюрсер» и «Эмперор» и «Фенсер». Их истребители должны разогнать по щелям расчеты зенитных орудий. К тому же «Фенсер» обеспечивал еще противолодочное прикрытие эскадры. Когда мы разбирали атаку на «Кенигсберг» пикировщиками «Скьюа», то помним, что основным калибром британцев были скромные 227-килограммовые бомбы. Нечего было и думать прокусить ими броню «Тирпица».
Поэтому в полет взяли 725-килограммовые американские бронебойные боеприпасы. Англичане были убеждены, что даже при сбросе с километровой высоты они смогут развить нужную скорость и поразить врага во что-нибудь «мягкое». В сторону скажем: чуть раньше сами янки бросали на испытаниях свою бомбу с 1200 метров при угле пикирования 70 градусов – и убедились, что основную, нижнюю бронепалубу она не пробьет… К тому же атаковать англичане планировали с большой высоты, что снижало вероятность попадания.
Понимая, что промахи вполне возможны, авиаторы подвесили свои «супербомбы» только на 5 самолетов в каждой волне. Остальные несли стандартные полубронебойные 227-килограммовки. Они могли пробить верхнюю палубу с высоты примерно 1700 метров. На несколько самолетов подвесили осколочные бомбы для борьбы с зенитками и глубинные - чтобы шатать «Тирпиц» из-под воды.
Естественно, на деле все вышло немного не так, как представляли себе в штабе. С заданной высоты в 1300 метров отбомбился только один экипаж из девяти, дошедших до цели. Остальные освобождались от смертоносного груза на высоте от 900 до 270 метров.
У военных экспертов традиционно считается, что именно недостаток высоты не позволил размолотить «Тирпиц» под орех: бомбы не набрали нужную скорость, не приобрели высокую потенциальную энергию – и были малоэффективны. Однако, однако… В корабль попали пять тяжелых бомб. Но только одна из них взорвалась на нижней палубе. Пара сдетонировала на верхней палубе, одна поразила крышу башни главного калибра и еще одна – борт ниже броневого пояса. Выходит, высота сброса ни при чем, но возникают вопросы к баллистическим свойствам бомб и качеству взрывателей.
И хотя «Тирпиц» не отправился на дно (а утопить его таким нарядом сил с теми бомбами было просто нереально), «Тангстен» стал успехом британских флотских авиаторов. Англичане добились оперативной внезапности. Военная бюрократия тоже сработала на «отлично»: у штабистов получилось быстро сформировать две крупные группы с использованием нескольких авианосцев. На высоте во всех смыслах оказались и летчики. Обе группы «барракуд» выполнили свои атаки за минуту! Бомбы на немецкий линкор летели каждые 3 секунды. И это при том, что большинство экипажей вообще не имело боевого опыта.
Впрочем, Первый Морской лорд адмирал Каннигэм был не слишком доволен и потребовал повторить удар. Налет был выполнен меньшими силами и принес куда меньшие результаты. Если в первой атаке из 42 бомб в цель попали 9 (чуть выше я упомянул 5 бомб калибром 725 кг), то во второй было сброшено 49 бомб – и только 5 попали в корабль. Дело в том, что немцы, пропустив первый удар, уже через час завесили раненый «Тирпиц» дымовой завесой. Планировался и третий налет. Но отцы-командиры решили не рисковать экипажами – авиаторы были порядочно измотаны двумя боевыми вылетами, над целью их точно ждали зенитчики, а то и истребители немцев. К тому же резко ухудшилась погода. Операция «Тангстен» завершилась.
Британцы потеряли три самолета и девять членов экипажей. На «Тирпице» 122 моряка погибли и 316 были ранены, это 15% экипажа, очень солидная цифра. Среди погибших было много зенитчиков, на которых, как мы помним, охотились английские истребители. И пара слов по матчасти. Две бомбы, которые взорвались в воде возле линкора, пробили дыры в его корпусе и частично затопили несколько отсеков. Ни одна из 15 бомб, попавших в сам корабль, не смогла пробить броню главной, нижней бронепалубы. Большинство повреждений пришлось на надстройки и верхнюю палубу. Были уничтожены два корабельных гидросамолета «Арадо-196», стартовая катапульта правого борта и кран для погрузки самолетов, 150-мм орудийная башня правого борта, а такое же орудие на левом борту получило сильные повреждения. Осколок одной из бомб через трубу дымохода повредил котельное отделение. Ну и в довесок британские истребители изрядно потрепали 4 сторожевых катера и ремонтное судно, убили командира мобилизованного траулера и ранили 13 моряков. Восстановление «Тирпица» заняло три месяца. А британцы думали, что будет шесть…
Пикируйте в наш телеграм-канал! https://t.me/tizhistorik
Читайте по теме Самолет перешел в пикирование до 60 градусов и на высоте 200 м перешел на фигуру, подобную бочке, после чего врезался в землю