Найти тему
ТыжИсторик

Вольфрамовые "барракуды" против "Тирпица"

Автор: Александрийский библиотекарь

Всем привет! «Любой крупный корабль Кригсмарине, если он не в Норвегии, находится не там, где нужно». Вроде бы именно так Гитлер заявил своим адмиралам, собираясь прервать коммуникации в Северной Атлантике, по которым военные грузы доставлялись из США в Великобританию и Советский Союз. Немецкий линкор «Тирпиц» с января 1942 года находился «там, где нужно» и был сущей занозой для британского Адмиралтейства. Потерпев неудачу с атакой сверхмалыми подводными лодками, моряки решили бить гиганта авиацией. А это значит, мы продолжаем листать хроники пикирующих бомбардировщиков. Попытки достать германский флагман бомбами заняли у англичан большую часть 1944 года. Первым актом стала операция «Тангстен» (вольфрам с английского) - с участием именно пикировщиков. Она прошла 3 апреля 1944 года. Но вся суета началась с конца 43-го.

Английские летчики готовятся к операции "Тагнстен"
Английские летчики готовятся к операции "Тагнстен"

Во-первых, английские шпионы и воздушная разведка держали стоянку под постоянным контролем. Во-вторых, на одном из озер в Шотландии, где местность напоминала Норвегию, оборудовали отличный полигон с главной целью и позициями береговых зенитных батарей немцев. Основу ударной группы составили бомбардировщики-торпедоносцы «Барракуда» из состава авиакрыльев авианосцев «Фьюриес» и «Викториес».

Торпедоносец-бомбардировщик Фейри "Барракуда"
Торпедоносец-бомбардировщик Фейри "Барракуда"

Самолеты должны были нести только авиабомбы и работать с пикирования. По задумке адмиралов, нападение должно строиться двумя волнами по 12 пикировщиков с «Викториеса» и по 9 с «Фьюриеса». Итого 42 ударных самолета плюс истребители сопровождения. Впрочем, во второй волне одна «Барракуда» никуда не полетела, а вторая упала сразу после взлета, утопив летчика, штурмана и стрелка-радиста. Больше того, в состав соединения вошли четыре эскортных авианосца: «Серчер», «Пюрсер» и «Эмперор» и «Фенсер». Их истребители должны разогнать по щелям расчеты зенитных орудий. К тому же «Фенсер» обеспечивал еще противолодочное прикрытие эскадры. Когда мы разбирали атаку на «Кенигсберг» пикировщиками «Скьюа», то помним, что основным калибром британцев были скромные 227-килограммовые бомбы. Нечего было и думать прокусить ими броню «Тирпица».

Подвеска бомб перед операцией "Тангстен"
Подвеска бомб перед операцией "Тангстен"
Подвеска бомб перед операцией "Тангстен"
Подвеска бомб перед операцией "Тангстен"

Поэтому в полет взяли 725-килограммовые американские бронебойные боеприпасы. Англичане были убеждены, что даже при сбросе с километровой высоты они смогут развить нужную скорость и поразить врага во что-нибудь «мягкое». В сторону скажем: чуть раньше сами янки бросали на испытаниях свою бомбу с 1200 метров при угле пикирования 70 градусов – и убедились, что основную, нижнюю бронепалубу она не пробьет… К тому же атаковать англичане планировали с большой высоты, что снижало вероятность попадания.

Понимая, что промахи вполне возможны, авиаторы подвесили свои «супербомбы» только на 5 самолетов в каждой волне. Остальные несли стандартные полубронебойные 227-килограммовки. Они могли пробить верхнюю палубу с высоты примерно 1700 метров. На несколько самолетов подвесили осколочные бомбы для борьбы с зенитками и глубинные - чтобы шатать «Тирпиц» из-под воды.

"Барракуда" готовится к налету на "Тирпиц"
"Барракуда" готовится к налету на "Тирпиц"

Естественно, на деле все вышло немного не так, как представляли себе в штабе. С заданной высоты в 1300 метров отбомбился только один экипаж из девяти, дошедших до цели. Остальные освобождались от смертоносного груза на высоте от 900 до 270 метров.

"Барракуды" над Норвегией
"Барракуды" над Норвегией

У военных экспертов традиционно считается, что именно недостаток высоты не позволил размолотить «Тирпиц» под орех: бомбы не набрали нужную скорость, не приобрели высокую потенциальную энергию – и были малоэффективны. Однако, однако… В корабль попали пять тяжелых бомб. Но только одна из них взорвалась на нижней палубе. Пара сдетонировала на верхней палубе, одна поразила крышу башни главного калибра и еще одна – борт ниже броневого пояса. Выходит, высота сброса ни при чем, но возникают вопросы к баллистическим свойствам бомб и качеству взрывателей.

И хотя «Тирпиц» не отправился на дно (а утопить его таким нарядом сил с теми бомбами было просто нереально), «Тангстен» стал успехом британских флотских авиаторов. Англичане добились оперативной внезапности. Военная бюрократия тоже сработала на «отлично»: у штабистов получилось быстро сформировать две крупные группы с использованием нескольких авианосцев. На высоте во всех смыслах оказались и летчики. Обе группы «барракуд» выполнили свои атаки за минуту! Бомбы на немецкий линкор летели каждые 3 секунды. И это при том, что большинство экипажей вообще не имело боевого опыта.

"Тирпиц" под британскими бомбами. Операция "Тангстен"
"Тирпиц" под британскими бомбами. Операция "Тангстен"

Впрочем, Первый Морской лорд адмирал Каннигэм был не слишком доволен и потребовал повторить удар. Налет был выполнен меньшими силами и принес куда меньшие результаты. Если в первой атаке из 42 бомб в цель попали 9 (чуть выше я упомянул 5 бомб калибром 725 кг), то во второй было сброшено 49 бомб – и только 5 попали в корабль. Дело в том, что немцы, пропустив первый удар, уже через час завесили раненый «Тирпиц» дымовой завесой. Планировался и третий налет. Но отцы-командиры решили не рисковать экипажами – авиаторы были порядочно измотаны двумя боевыми вылетами, над целью их точно ждали зенитчики, а то и истребители немцев. К тому же резко ухудшилась погода. Операция «Тангстен» завершилась.

Посадка "Барракуды" на палубу авианосца после боевого вылета
Посадка "Барракуды" на палубу авианосца после боевого вылета
Британские морские летчики после боевого вылета
Британские морские летчики после боевого вылета

Британцы потеряли три самолета и девять членов экипажей. На «Тирпице» 122 моряка погибли и 316 были ранены, это 15% экипажа, очень солидная цифра. Среди погибших было много зенитчиков, на которых, как мы помним, охотились английские истребители. И пара слов по матчасти. Две бомбы, которые взорвались в воде возле линкора, пробили дыры в его корпусе и частично затопили несколько отсеков. Ни одна из 15 бомб, попавших в сам корабль, не смогла пробить броню главной, нижней бронепалубы. Большинство повреждений пришлось на надстройки и верхнюю палубу. Были уничтожены два корабельных гидросамолета «Арадо-196», стартовая катапульта правого борта и кран для погрузки самолетов, 150-мм орудийная башня правого борта, а такое же орудие на левом борту получило сильные повреждения. Осколок одной из бомб через трубу дымохода повредил котельное отделение. Ну и в довесок британские истребители изрядно потрепали 4 сторожевых катера и ремонтное судно, убили командира мобилизованного траулера и ранили 13 моряков. Восстановление «Тирпица» заняло три месяца. А британцы думали, что будет шесть…

Награждение участников операции "Тангстен"
Награждение участников операции "Тангстен"

Пикируйте в наш телеграм-канал! https://t.me/tizhistorik

Читайте по теме Самолет перешел в пикирование до 60 градусов и на высоте 200 м перешел на фигуру, подобную бочке, после чего врезался в землю