Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Эдипализация субъекта: три такта Эдипа в судьбе героя фильма Паоло Соррентино “Где бы ты ни был”

Жанр психоаналитического разбора художественных фильмов весьма популярен в профессиональной и около профессиональной среде, поэтому я тоже решила прикоснуться к сложной и судьбоносной теме эдипализации субъекта через рассмотрение судьбы героя фильма “Где бы ты ни был” (“This must be the place”) Паоло Соррентино.

Сюжет фильма не тривиален, и по мере его раскрытия обнаруживаются важные моменты, сыгравшие роль в становлении главного героя и объясняющие его состояние, в котором зритель с ним знакомится.

Итак, кратко о сюжете. Это нам необходимо для совершения следующего шага.

Главный герой фильма - рок-певец, который вместе со своей женой тихо проживает свою жизнь на пенсии в отдалении от родительской семьи и общества. Он продолжает сохранять имидж рок-певца в обычной жизни, носит яркий макияж, делает прическу а-ля “взрыв на макаронной фабрике”, красит ногти черным цветом и носит рокерские черные кожаные одежды.

У него нет особых занятий. Не смотря на то, что Шайенн – так зовут главного героя – музыкант в отставке, он не предан забвению публикой. Его узнают в супермаркетах и ресторанах. Несмотря на всё это, Шайенн выглядит очень уставшим, заторможенным и обремененным жизнью.

Лицо его с явными следами бывших “подвигов” бурной молодости: секс, наркотики, рок-н-ролл – имеет вид маски не только из-за яркого и многослойного макияжа, но и из-за почти полного отсутствия мимики в ходе всего фильма. Колорита образу добавляет слабо модулированный, тягучий голос героя.

Круг общения Шайенна очень ограничен и закрыт для новых людей. Герой много времени проводит в разговорах, размышлениях и малозначащих для него занятиях.

В ходе сюжета мы узнаем, что Шайенн, будучи еще подростком, разругался со своим отцом на почве разницы восприятия рок-культуры, и вот уже на протяжении тридцати лет мужчины не общаются.

Итак, подходим к основному повороту сюжета. В один день киношного повествования Шайенн получает извещение: его престарелый отец умирает от старости, и Шайенну нужно поторипиться, чтобы застать его живым.

Наш главный герой, как вдруг выясняется, страдает не только от зависимостей и предположительного расстройства настроения, но и от аэрофобии. Поэтому Шайенн выбирает долгий путь через океан в Америку, где живет его родительская семья. В силу долгого путешествия Шайенн не успевает застать своего отца живым, а приезжает в день его похорон.

На поминках друг семьи передает Шайенну дневник его отца, где тот записывал все сведения о поисках нацистского преступника, который издевался над ним в концентрационном лагере в годы войны.

Так мы узнаем, что родовыми корнями Шайенн принадлежит к еврейскому народу, и часть его семейной и личной истории тесно связана с историей Холокоста времен Второй мировой войны.

Отец был близок к разоблачению нацистского преступника, но не успел этого сделать сам. Шайенн, в силу разных обстоятельств, самостоятельно отправляется на поиски этого немца. Когда он находит его, Шайенн наконец узнает о том унижении, которое отец пережил и следы которого перенес через всю жизнь. Однако Шайенн, имевший намерение убить этого преступника, не делает этого, а подвергает его, уже глубоко старика, унижению. Он выгоняет его голого и немашного на мороз и оставляет так недалеко от дома, где этот преступник прятался от преследования отца Шайенна. В этот акте не было смертельной опасности для этого старика, но было много символизма и отчаяния пережитого семьей Шайенна.

Этот акт возмездия становится освободительным для главного героя картины. Он избавляется не только от аэрофобии и возвращается домой на самолете, но и перестает создавать эпатажный образ и прятать за ним бунтующего против слова отца подростка. Вот таков краткий пересказ сюжета этого потрясающего фильма.

Прежде чем поразмышлять над судьбой эдипализации Шайенна, нам важно вспомнить несколько важных моментов этого процесса.

Внимательное прочтение и анализ текстов З.Фрейда приводит Ж. Лакана к формулированию процесса эдипализации субъекта через три такта.

Эдипализация – процесс установления отцовского закона, который определяет судьбы влечений субъекта, поднимает вопрос пола и поколения, выбора структуры психики.

Эдипализация подобна пьесе, в которой все три такта связаны между собой и только на первый взгляд идут линейно, однако, эта иллюзия линейности не может состояться без тесной связи и взаимного влияния тактов друг на друга.

С точки зрения формальной логики, Шайенн, пережив столь фрустрирующее, столь иллюзорное желание быть желанным для матери (первый такт эдипализации), был смещен с места объекта желания матери запретом отцовской функции на втором такте эдипа, который гласит: “Не присваивай то, что произвела на свет!” Отец запрещает Матери каннибализм и психическое “погребение” в материнском желании, это дает шанс ребенку на свою психическую судьбу.

Дальше следует третий акт нашей пьесы – ребенок получает от отца объяснение того, что такое его будущее: он сможет воспользоваться своим правом быть субъектом, который сможет исполнить отцовскую или материнскую функцию для своих детей в будущем (“Документы на будущее”).

На первый взгляд кажется, что в судьбе Шайенна возникли какие-то сложности с его эдипализацией. На поверку эту гипотезу легко подтвердить теми “симптомами”, которые были красочно представлены в повествовании фильма. Он страдает различными зависимостями - наркотики, алкоголь. Одна ремарка главного героя в диалоге с его знакомой помогает нам сделать заметку, что все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд: Шайенн говорит, что для него самого странно, что при всех разных зависимостях к психотропным веществам у него никогда не было тяги к сигаретам. На это его знакомая отвечает, что Шайенн – все еще ребенок, а детям сигареты не нужны. Здесь мы для себя делаем заметку, что с отцом Шайенн ругается в подростковом возрасте. Это дает нам право предположить, что перед нами не истинный перверт, а заблудившийся в своей истории мальчик.

Шайенн производит впечатление человека в глубокой депрессии, что косвенно подтверждается его неспособностью быть продуктивным, низкой социальной активностью, зависимостью от жены и прочими элементами его образа. Он скорее похож на ожившую, может быть, в некотором смысле, механическую куклу, которая следует заданной много лет назад программе.

Таким образом, перед нами субъект, который производит впечатление первертивного субъекта, возможно, застрявшего в моменте “борьбы” с отцом за “Документы на будущее”.

Однако дальнейшее повествование погружает нас в события, в которых наш герой предстает субъектом, в полной мере способным опираться на отцовскую функцию. Он находит того, кто надругался над его отцом и через акт возмездия освобождает своего Отца и себя от бремени тайны, недосказанности и груза травмы, которую его отец старательно пытался держать дальше от сына, но которая, по всей видимости, все же вселила ужас в Шайенна. И только после того, как ему удалось увидеть, что грозный и могущественный, неуловимый нацист “повержен”, он дал себе право воспользоваться отцовским разрешением. В конце фильма перед зрителем предстает главный герой картины, которому уже не нужна вся его защитная маска. Теперь он может дышать полной грудью.

Этот сюжет показывает, как могут быть разнообразны судьбы психического становления субъектов, как случай и история родителей влияют на эдипализацию субъекта. В данном случае мы, по всей видимости, имеем дело с тем, как психика сына посчитала себя обязанной принять на себя бремя отца, что привело к созданию псевдо-первертной структуры и окрасило судьбу влечений этого субъекта в ложные цвета.

Как покрывающее воспоминание скрывает травму, так и маска, которую Шайенн поддерживал годами, скрывала, укрывала, прятала от угрозы его вполне благополучную эдипализацию.

Таких не кинематографических примеров можно встретить достаточно много. Так складывается, что одно событие может изменить ход развития и на глубинном уровне, например, обнаружить психотическое функционирование, маскировавшиесе под невроз или перверсию, так и наоборот - невроз (полное установление и принятие закона Отца), выглядящий, как перверсия.

Автор: Роот Татьяна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru