Недалеко от курортного городка Анапа, в районе заповедника Утриш, на мысе, практически у самой кромки моря установлен памятник погибшим пилотам борта ЯК-40.
9 сентября 1976 года экипаж самолета ЯК-40 выполнял рейс С-31 Ростов-на-Дону — Керчь. На борту, помимо 4 членов экипажа, находилось 14 пассажиров. Этот рейс стал для них последним.
В 13:51:05 Як-40 в воздухе столкнулся с Ан-24, следовавшим по маршруту из Гомеля в Сочи, с промежуточной остановкой в Донецке. На борту Ан-24 находилось 5 членов экипажа и 47 пассажиров.
Как же так получилось, что два борта столкнулись буквально лоб в лоб? Причиной катастрофы оказалась грубейшая ошибка диспетчера. Вёл два этих рейса диспетчер аэропорта города Краснодар Николай Б. До того, как устроится диспетчером, он работал летчиком в Заполярье.
9 сентября 1976 года Николай Б. начал своё дежурство в 7:30 утра. Экипаж самолета Як-40 вышел на связь с диспетчером в 13:34, указав, что преодолел траверз Краснодара на высоте 5 700 метров. Диспетчер должен был сменить эшелон полета, но разрешил самолету двигаться на той же высоте. Его не смутило даже то, что в это же время экипаж самолета Ан-24 сообщал о полете на этой же высоте во встречном направлении. Из записи переговоров экипажей двух бортов с диспетчером следовало, что оба экипажа докладывали о том, что движутся на одном эшелоне.
Также оставалось не ясным, почему диспетчер не оценил ситуацию на экране радиолокатора. Если бы он взглянул на него, то убедился бы, что самолеты летят друг на друга.
Только спустя пару минут после лобового столкновения двух самолётов диспетчер понял что произошло. Самолеты пропали с радаров. Он ещё долго пытался связаться с экипажем самолета Як-40, но всё было тщетно. Обломки столкнувшихся самолетов, вместе с телами пассажиров, поглощала морская пучина Черного моря, примерно в 12-15 км от мыса Большой Утриш.
Часть останков пассажиров была поднята с поверхности моря. Были найдены также часть пилотских и пассажирских кресел обоих самолетов, а также элементы отделки салонов. Основные элементы конструкции самолетов, двигателей и их систем, а также самописцы МСРП-12, КЗ-63 и магнитофоны МС-61 не обнаружены.
Официальное заключение комиссии, которая проводила расследование АП:
Причиной столкновения самолетов явилось нарушение правил эшелонирования и технологии работы диспетчера РДП диспетчером Западного сектора Краснодарского РЦ в части постоянного контроля за движением воздушных судов с помощью имеющихся средств УВД.
Всего в той авиакатастрофе погибло 70 человек.
В советских изданиях об этой трагедии практически ничего не писали, ограничившись лишь двухстрочной заметкой об авиакатастрофе в Краснодарском крае и всё.
Виновного в авиакатастрофе диспетчера суд приговорил к 15 годам лишения свободы.