Приветствую, дорогие читатели! Поговорим о путях, которые кинематограф предлагает современной женщине.
Отгремело очередное вручение Оскаров и некоторые статуэтки выдали людям, участвовавшим в создании кинокартины «Бедные-несчастные» («Poor things»). Именно после вручения ценных призов у нас заговорили про этот фильм.
Артхаусная, стимпанковская комедия с чёрным юмором режиссёра Йоргоса Лантимоса. Угадайте, про что она? Естественно, про борьбу с патриархатом и освобождение женщины! А про что же ещё? Это же главная проблема современности! (Нет).
Кино имеет параллели со знаменитой «Барби». И в «Бедных-несчастных», и в «Барби» героини ищут и всячески познают себя (правда, разными способами), а мужики всячески им мешают.
Вообще кино про «бедных-несчастных» — это по большей части кино для взрослых (процентов на 70). В артхаусе без этого никак! Кстати, «шедевр» снят по одноимённому роману 1992 г. А сценаристом был Тони Макнамара, сценарист не меньших «шедевров» — «Великая», «Фаворитка». Я сразу почувствовала, что чем-то знакомым пахнуло. И это не гениальность.
Итак, проследим путь героини и посмотрим, как она боролась со злым мужским миром и искала себя. Может, есть чему поучиться (на самом деле нет).
Мы находимся в очень странном мире, видимо, навеянном создателям фильмами о Франкенштейне.
Беременная мадам в красивом платье пытается сбежать от мужа-деспота на тот свет. Она топится в реке. Но так как л@х - это судьба, то дотопиться она не смогла. Тело находит Годвин Бактер (выглядит страшнее атомной войны - родной папаша постарался!) - потомственный богач-медик-инвалид с очумелыми ручками. Он пересаживает в тело матери мозг её не родившегося ребёнка и появляется жертва аборта эксперимент под именем Белла.
За Беллой (которая ведёт себя после пересадки мозга как альтернативно одарённая) присматривают слуги и помощник богача медика - Макс. Причём л@х - это судьба не только у беллиной мамаши, но у этого помощника. Помощник влюбится во Франкенштейнку и медик-богач сосватает ему это сокровище. И всё это происходит среди кур с головами свиней (Бакстер у нас тот ещё затейник!).
Воспитывают девчулю так, что воспитание Шарикова профессором Преображенским — это просто эталон. Ходячее тело Белла приходит к Бакстеру в лабораторию и тыкает ножичком в тела умерших и уничтожает лягушек (типа у героини так пробуждается хирургический талант).
Героиня у нас не промах! Она начинает познавать себя! Как? Начинает засовывать пальцы в, так сказать, нижнюю чакру. После засовывания на экране появляются краски, то есть жизнь Франкенштенки-Беллы обретает новые горизонты. Учиться, развиваться? Вы о чём, граждане? Познание себя через свою женскую, так сказать суть, это один из трендов современной фемповестки. Об этом же был фильм «Милашки», где 11-летние девчушки познавали свою женскую силу через танец твёрк (погуглите, как выглядит). В общем, тема эта нынче не нова. Феминистические блогерши типа Никсель-Пиксель не дадут соврать.
И всё бы ничего. Быть бы Белле женой помощника богача-медика, но тут богач-папаша решает пригласить юриста для составления брачного договора. Юрист-развратник западает на такую красавицу (ну, я не знаю... мне кажется, что актрису Эмму Стоун очень сильно испортили колосящиеся брови и тёмный цвет волос) и уговаривает её бежать. Приёмный папаша-медик-богач отпускает свой ценный эксперимент (конечно же, умственноотсталая и недееспособная Белла вправе сама решать, что ей делать!).
Юрист водит свою красотку по балам, все ею восхищаются. Но он же мужик, а значит — абъюзер! Ревнует нашу умницу к каждому столбу, поэтому запирает её на лайнере. Кстати, по мере дружбы организмами с юристом мозг нашей Франкенштейнки всё больше развивается. Её ведь не учили читать, только на горшок сажали. А тут она начала постигать философские труды, что сложно даже для среднеобразованного человека (но наша звезда же изначально гениальна!). Это режиссёр и сценарист про себя писали и снимали. У такой интеллигенции две страсти - нижняя чакра и заумь всякая бесполезная. Но тут новые испытания для героини!
Она, по доброте душевной и благодаря полученным знаниям (тоже мне Робин Гуд), раздала все деньги юриста бедным и теперь нашей паре не на что жить. Юрист рвёт и мечет. А Белла, чтобы поправить финансовое положение, идёт работать в... бордель. И там махая своей нижней чакрой направо и налево, взаимодействуя с мужчинами и с женщинами (без этого в современном кино никуда!), она становится звездой борделя. И не забываем, что нижняя чакра всё больше влияет на мозг! Он всё больше развивается!
Юрист бегает вокруг нашей звезды с воплями: «Вернись — я всё прощу!» (потом и вовсе в дурдом попадёт). Папаша Беллы—медик — откидывает копыта, но перед этим просит помощника её найти. Медик какой-никакой, а всё-таки отец! И очень любит дитятку!
Тем временем Беллу находит муж её тела — отец её мозга — и пытается снова затащить в ловушку семейной жизни. Но героиня подстреливают его и вместо того, чтобы добить, решает проявить доброту. Я не зря писала про развитие мозга через нижнюю чакру! У Беллы открылся хирургический дар! Она подсаживает бывшему мужу-отцу мозг козла и муж-отец радостно, но недолго (человек долго не проживёт, если будет есть траву) будет жить с Беллой и помощником медика. Наши голубки поженились и Белла сдаёт экзамен по анатомии и тоже становится талантливым хирургом-мясником как её приёмный папаша. Вот это кино! Вот это любовь!
Некоторые умники считают, что этот фильм - это метафора пути к себе и к свободе. Типа через животное состояние, через познание телесности, через оковы всяких абъюзеров, через наставничество мудрых женщин-проституток героиня приходит к себе и обретает свободу. И только "мудрые" мужчины, вроде отца-медика и его помощника, примут героиню и они обретут счастье. Но режиссёр со сценаристом не поняли одного, что в викторианском (даже выдуманном) обществе Беллу ждал бы бордель в 90 % случаев после решения её папашки отпустить неполноценное тело с каким-то мутным типом. Ещё 10 % я оставила на то, что юрист всё-таки на ней жениться или что она станет содержанкой, или что помрёт в канаве. И женишку героини и её отцу крупно повезло, что она вернулась живая, без увечий и какой-нибудь гонорейки (я знаю как пишется это слово). Так что все эти тупые метафоры - это от не очень умных сценаристов.
На мой взгляд, мораль сей басни такова: для женщины главное в жизни, что у неё есть орган, делающий её женщиной. В фильме «Барби» главная героиня за проверкой этого органа к гинекологу пошла. Так вот, женщина ценна сама по себе, и злые мужики не смеют ограничивать её в познании себя (как юрист-абъюзер и муж-отец). Женщина познаёт себя и обязательно найдётся такой простой финский парень, как помощник медика, который примет её всю, и заживут они счастливо. Вот только режиссёр забыл добавить одну маленькую деталь — венерические заболевания. Без них вся эта драматическая картина теряет свою остроту. Но это же стимпанк и чёрная комедия! Мозги пересаживать можно, а вот болеть разными половыми заболеваниями — это не вписывается в фэнтези-вселенную! А что, было бы очень смешно, если бы Белла сама себе трIппер лечила!
Давайте попробуем представить, работает ли такая поведенческая модель в жизни настоящей женщины? Может ли свободная женщина познавать себя и искать свою счастье? Конечно, может, но каков будет результат таких поисков? Я придерживаюсь мнения, что всё должно быть в меру. Развивать какую-то одну часть себя ты можешь, но однажды наступит момент, когда этого будет недостаточно для жизни и борьбы. Есть, конечно, женщины, которые добиваются нижней чакрой большого богатства, но мозги и в этом случае всё равно нужны. Потому что время беспощадно, а за тобой стоит очередь к тёплому месту из более молодых.
То что мы видим в фильме — это один из признаков гниения капитализма и его надстройки. Деньги на фильмы дают богатые дяди и тёти, и главная цель этих «шедевров» — это сохранение частной собственности на средства производства любой ценой. И «Бедные-несчастные», и «Барби» — это фильмы, которые разъединяют людей. Это с одной стороны. А с другой — это признак бесконечного бега по кругу в сфере идей. Так как невозможно сказать о борьбе за настоящую социальную справедливость, то нам постоянно предлагают найти решение проблем в нижней чакре и половых девиациях - якобы это настоящая свобода. А уж на что ты жить будешь, милка, это уж твоя забота! Тебе же указали путь - следуй!
Эмме Стоун не зря Оскар выдали — хорошо потрудилась на хозяев, хорошо поторговала лицом и телом за частную собственность на средства производства.
Но есть и другие варианты, как можно женщине себя вести. Например, фильм 1939 г. «Член правительства». Он тоже, как это ни странно, про борьбу с патриархатом и не только.
Шёл 1930 г. и коллективизация — перестройка жизни села на социалистический лад. Главная героиня — простая русская крестьянка Александра Соколова. Она работала с пяти лет, всю жизнь гнула спину на чужих людей. Муж её побивал. Работа от зари до зари, двое детей. Еле-еле может читать и писать. Давайте сравним с жизнью Беллочки-Франкенштейнки (практически Эллочки-людоедочкки) во дворце папеньки-медика.
Но однажды Александра меняет свою жизнь — она приходит в райком партии пожаловаться на неправильное поведение партийца. Героиня еле смогла заговорить. Мы видим перед собой простую женщину, которая не хватает звёзд с неба.
Муж Александры не пускает её даже на женское собрание — даёт ей по лицу. А когда приходит секретарь райкома, она говорит, что вся ваша новая жизнь не для баб. Но нашу героиню выбирают председателем колхоза. Выбирают не за нижнюю чакру, а за решительность и ответственность. Крестьянка Соколова не знает ни одного сельскохозяйственного термина, мелиорация, например. Она еле-еле может подпись поставить. В помощниках у неё подлый агроном, который презирает баб и саму Соколову. Он будет вставлять палки в колёса и попытается убить героиню.
Муж Александру бросает. Ставит перед ней выбор: либо он, либо колхоз. Героиня выбирает колхоз, но это ей тяжело даётся: она протяжно по-бабьи воет с маленьким ребёнком на руках вслед своему Ефиму. Напомню, что Ефим оставил её с двумя маленькими детьми, один из которых только-только начал сидеть.
Новый председатель столкнулась с ленью мужиков, с презрительным отношением к себе. Её даже волоком протащили по сельской дороге.
Но Александра не сдалась. Первое, что она сделала — стала учиться (напомню, что на ней колхоз, двое детей, собственное хозяйство). Второе — она опиралась на единомышленников. Вместе они дошли до идеи трудодней и заставили лодырей работать. И колхоз расцвёл.
Мы видим, как меняется одежда Александры Соколовой, как меняется обстановка в доме, как меняется деревня.
В отличие от современных западных фильмов мужчинам, и женщинам в советском фильме (и в реальности) удалось договориться. Александра меняет отношение мужа, и он тоже возвращается в семью и начинает профессионально расти.
Александра Соколова получает высшую честь и награду за свои труды — люди выбирают её депутатом Верховного совета, и она в конце фильма делает доклад с кремлёвской трибуны. И это крестьянка, которая с трудом изъяснялась в начале фильма!
Чему можно поучиться у Александры Соколовой: упорству, решительности, стремлению к знаниям, любви к своей семье и людям. И самое интересное, что таких женщин на самом деле в Советском Союзе было много.
Так что думаем, дорогие читатели, и выбираем правильно!
Екатерина Богатырева, активист группы «Свободное время»
Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить на нашем сайте. Скачать бесплатные версии наших книг можно по ссылке. В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: