Глава РЖД Олег Белозеров в марте 2024-го в ходе выступления в Госдуме РФ заявил, что до конца следующего десятилетия в стране появится сразу несколько высокоскоростных железнодорожных магистралей, на которых отечественные составы будут разгоняться до 400 км/ч.
Первым таким объектом станет ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» (680 км). Ее строительство обсуждалось еще с советских времен, но до реализации дело так и не доходило. В последние пару лет об этой инициативе активно говорили на самом высоком уровне. Неоднократно о важности новой «железки» заявлял и президент России Владимир Путин.
Наконец, 14 марта текущего года глава государства в режиме видеоконференции дал старт этому долгожданному масштабному проекту стоимостью 2 трлн руб. Ожидается, что пассажирские поезда начнут курсировать между двумя столицами по первой в стране ВСМ уже через пять лет. Время в пути составит 2 часа 15 минут, то есть в два раза быстрее, чем на «Сапсане».
Участок от Города на Неве до Зеленограда построят с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Работы здесь оцениваются в 1,75 трлн руб. Примерно треть затрат покроют за счет средств федерального бюджета. Выход из Москвы будет построен в рамках инвестпрограммы ОАО «РЖД» — на эти цели потратят около 220 млрд руб.
Как и отмечалось выше, Олег Белозеров анонсировал реализацию в ближайшие десять-пятнадцать лет и других подобных проектов. В западном направлении предполагается протянуть высокоскоростную железнодорожную магистраль до Минска, в южном — до Адлера, а в восточном — до Екатеринбурга.
Последний проект является самым затратным. По предварительным подсчетам, на воплощение этой задумки необходимо не менее 4 трлн руб. В случае появления ВСМ время в пути от Москвы до уральской столицы (1,5 тыс. км) составит 6,5 часов. Для сравнения, на легковом автомобиле по скоростной М-12 «Восток» преодолеть аналогичное расстояние можно будет за 14 часов — до Свердловской области трассу откроют в 2024-м, сегодня в эксплуатации находится участок до Татарстана.
Будущая ВСМ пройдет через Нижний Новгород и Казань. Прогнозируемый пассажиропоток составит свыше 21 млн человек в год. Хотя, как неоднократно отмечалось, единства относительно необходимости такой «железки» нет. Многие из раннее опрошенных нами экспертов сходятся во мнении, что экономически оправданным можно назвать лишь проект ВСМ «Москва – Санкт-Петербург». В остальных случаях подобные инициативы вряд ли окупятся (по крайней мере, если это и произойдет, то не так быстро).
Инженер ЦК НТИ «Мобильные накопители энергии» Института Электродвижения МФТИ Дмитрий Пелегов в комментарии нашему каналу отметил, что ВСМ до Екатеринбурга — это, скорее, социальный проект. В то же время нельзя забывать о так называемом мультипликативном эффекте. Появление магистрали даст толчок развитию сопутствующей инфраструктуры и, соответственно, населенных пунктов, расположенных вдоль трассы; возникнут новые бизнесы.
Запуск ВСМ положительным образом отразится и на внутреннем туризме. Более того, за счет наличия такой линии на обычной железной дороге пассажирских поездов станет меньше, что позволит нарастить по ним грузоперевозки. Последние можно осуществлять и по ВСМ.
Михаил Белоусов, Генеральный директор ГК «Маршал», в комментарии «Строительному миру» подчеркнул, что высокоскоростная магистраль снизит нагрузку на дорожную инфраструктуру, улучшит мобильность населения и даст хороший толчок развитию экономики регионов, через которые она пройдет. Подобный проект, по мнению эксперта, при правильной организации может оказаться очень окупаемым.
См. перспективную сеть ВСМ на карте из презентации стратегии правительства по развитию инфраструктуры до 2030 г.