Найти в Дзене
Строительный мир

"Сокол" – прерванный полет: опыт неудачного проекта первой ВСМ в России

Оглавление

В 2027 году между Москвой и Санкт-Петербургом начнут «летать» высокоскоростные поезда, что позволит добраться из одного города в другой всего за пару часов. На реализацию масштабного проекта планируется потратить свыше 1,5 трлн руб.

© Daemon2010 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Проекты высокоскоростных железных дорог до 2030)
© Daemon2010 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Проекты высокоскоростных железных дорог до 2030)

Это не первая попытка построить ВСМ между двумя столицами — подобная идея возникла еще во времена СССР, а после его распада велись работы по созданию трассы и подвижного состава. Но достичь поставленных целей пока так и не удалось.

Даешь ВСМ до Крыма

С 1963-го на линии «Москва – Ленинград» курсировал фирменный поезд «Аврора», разгонявшийся на отдельных участках до 160 км/ч. Но все понимали, что это не предел, в связи с чем исследовался вопрос по увеличению скорости. Положительный пример уже был – в 1964-м в Японии открыли движение по железной дороге между Токио и Осака, где составы достигали отметки 210 км/ч.

Планы строили грандиозные: параллельно рассматривался крупный проект по созданию ВСМ протяженностью до 2 тыс. км, по которой можно было бы путешествовать, что называется, с ветерком, из Ленинграда и Москвы через Ростов-на-Дону аж до Крымского полуострова. В 1975 году научно-технический совет Министерства путей сообщения дал добро на разработку технико-экономического обоснования. Правда, активные работы в этом направлении развернулись только к концу 1980-х, когда началась подготовка ТЭО по ВСМ «Москва – Ленинград».

© MaedaAkihiko / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Высокоскоростной электропоезд N700A в 2021 году на линии Токио – Осака, открытой в 1964-м)
© MaedaAkihiko / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Высокоскоростной электропоезд N700A в 2021 году на линии Токио – Осака, открытой в 1964-м)

К 1991 году были представлены соответствующие документы и инициатива по созданию новой линии под скорость 350 км/ч была поддержана властями — в марте вопрос рассматривался в Госплане СССР, где высказались «за» подобный проект. Подчеркивались социально-экономические и экологические эффекты от наличия такой трассы. Через девять месяцев после этого Советский Союз прекратил свое существование, вместе с ним исчез и преобразованный незадолго до этого в Министерство экономики и прогнозирования Государственный плановый комитет.

На полку не положен

После распада единого государства многие крупные инициативы были свернуты, стройки останавливались одна за другой. Однако план по созданию ВСМ между двумя городами на полку не положили, и в сентябре 1991-го Борис Ельцин подписал указ о его реализации, после чего началась плодотворная работа по разработке первого для страны высокоскоростного поезда нового поколения, получившего имя «Сокол».

При создании опытного образца задействовали около 60 различных организаций, включая исследовательские институты; привлекались и зарубежные компании. В роли генерального проектанта выступило Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». В поставке комплектующих для сборки электропоезда приняли участие свыше 100 предприятий. Стояла задача создать транспортное средство, не уступающее зарубежным аналогам.

Но достичь подобной цели оказалось непросто. И дело не столько в ограниченном финансировании, сколько в разногласиях по техническим вопросам, которые возникали среди причастных к проекту специалистов. Не ладились отношения и между Министерством путей сообщения и созданным под проект РАО «ВСМ». Эти и другие трудности в конечном итоге повлияли и на конечный результат.

«Сокол» полетал, но не полетел

Опытный 6-вагонный образец «Сокола» был готов в 1999-м (базовый вариант подразумевал 12 вагонов). В следующие три года проводились испытания, в ходе которых выявили более двух десятков недостатков, в связи с чем Межведомственная комиссия не рекомендовала поезд для ввода в эксплуатацию. Максимальная скорость, которую развил состав — 236 км/ч (29 июня 2001 года). Правда, рекордом для российских железных дорог это не стало — его еще в 1993-м установил тепловоз ТЭП80 — 271 км/ч (позднее его побил «Сапсан»).

© Mikhail 0526 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Кабина электропоезда "Сокол-250")
© Mikhail 0526 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Кабина электропоезда "Сокол-250")

Сначала в Министерстве путей сообщения приняли решение о выделении дополнительных средств для доработки проекта, но со сменой в ведомстве руководства в 2002 году (на пост главы МПС вернулся Г. М. Фадеев), дальнейшее финансирование кампании прекратили и «Сокол» ушел в историю; до этого свернули и проект самой ВСМ.

Лихая магистраль 90-х

Что касается железнодорожной магистрали, то летом 1993-го в честь начала масштабного проекта в районе ст. Шушары был установлен 4-метровый обелиск, а у реки Кузьминка произвели монтаж первой символической сваи будущего моста. Хотя контракт на проектирование и строительство с французской «Софрерай» заключили лишь спустя 1,5 года после этих событий. Отдельные участки на линии предполагалось запустить уже в 1997-1998 годах. Но активные работы развернуты так и не были.

Еще до заключения соглашения с европейской компанией против проекта высказывался Геннадий Фадеев, возглавлявший в то время Министерство путей сообщения; не поддерживали инициативу и в комитете по экологии Госдумы РФ из-за прохождения трассы по территории Валдайского национального парка. Все, что успели реально сделать — вырыть котлован у Московского вокзала в Санкт-Петербурге, на месте которого к концу 2000-х построили ТЦ. Указ об отмене проекта ВСМ был подписан Борисом Ельциным в июле 1998-го.

© Karl Brodowsky / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Электропоезд  «Сапсан» у платформы Московского вокзала в Санкт-Петербурге, 2015 год)
© Karl Brodowsky / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Электропоезд «Сапсан» у платформы Московского вокзала в Санкт-Петербурге, 2015 год)

В конце 1990-х «железка» между Питером и Москвой подверглась коренной реконструкции, и технически она стала пригодна для движения поездов со скоростью до 250 км/ч. В 2009-м на линии начали курсировать новые скоростные поезда «Сапсан», изготовленные по заказу России в Германии. Однако вопрос о строительстве ВСМ под скорость 350-400 км/ч продолжал периодически всплывать для обсуждения в высших эшелонах власти.

ВСМ быть?

В 1990-х на разработку проекта железной дороги и непосредственно подвижного состава потратили порядка $650 млн, но желаемого результата так и не достигли. Очередная попытка создать в России высокоскоростную магистраль предпринимается и сегодня. Проект в 2019-м поддержал президент Владимир Путин, а в текущем году представители ОАО «РЖД» заверили, что «пролететь» по новой ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом со скоростью 400 км/ч можно будет уже в 2027-м, если, конечно, в очередной раз ничего не помешает в осуществлении этой масштабной задумки.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Якунин В. И. В будущее России — с высокой скоростью. М., 2012. — 216 с.
  2. Гурьев А. И. И какие же русские не любили быстрой езды? История обреченного проекта. СПб., 2009. — 360 с.
  3. Вязовский А. Долгий путь высокоскоростных магистралей // Транспортная стратегия XXI век. — 2013. — №21. — С. 71-72
  4. Боравская Е. Н., Шапилов Е. Д. Государственная программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт» // Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. — 2001. — Т.1. — С. 97-98
  5. Житенев Ю. А. Высокоскоростным магистралям нет альтернатив // Локомотив. — 1997. — № 6. — С. 14 – 17
Читайте: С ветерком: зачем России высокоскоростные железнодорожные магистрали