Найти тему

Герой Советского Союза, побывавший и полицаем, и красноармейцем

Говорят, что дважды за один проступок не наказывают. Однако наказывали, и даже не дважды. Пример тому – дело бывшего военнослужащего Красной Армии Меснянкина (Мяснянкина) Петра Константиновича. Ответственность за своё преступление он понёс трижды. Кровью искупил вину перед Родиной, но прощён так и не был.

Мяснянкин Пётр Константинович родился 20 сентября 1919 года в деревне Комякино Льговского уезда Курской губернии. Его семья была раскулачена, поэтому основания не любить Советскую власть и её активистов у него действительно были. В 1939 году юноша был призван в РККА и попал служить в артиллерию. На фронте оказался с первых дней войны.

В составе 275-го корпусного артиллерийского полка красноармеец Мяснянкин принял участие в боях под Смоленском и Ельней. В ноябре 1941 года попал в окружение, а потом в плен. В начале 1942 года сбежал из Орловской тюрьмы. Но после этого вернулся не в армейский строй, а в оккупированную к тому времени родную деревню. Там поступил на службу в полицию, где дослужился до должности начальника в Иванинском районе.

-2
Сразу после освобождения родных мест Пётр Константинович явился в военкомат Курска. Назвался чужим именем (уроженцем Харькова МЕснянкиным) и был вновь мобилизован в Красную Армию. До мая послужил в роте химзащиты на Центральном фронте, но вскоре о его сотрудничестве с оккупантами стало известно особистам. Так Меснянкин понёс первое наказание: решением Военного Совета 60-й армии он был направлен в 9-ю отдельную штрафную роту. Воевал достойно, поэтому уже через 2 месяца был переведён в обычную воинскую часть 65-й армии. Однако там сотрудники СМЕРШа сочли отбытое бойцом наказание недостаточным и направили в 263-ю отдельную штрафную роту.

Пётр Константинович выжил и в этот раз. После проявленной отваги был переведён в 1285-й стрелковый полк, где вскоре стал командиром 45-миллиметрового орудия. Особенно ярко проявил себя 17 октября 1943 года при форсировании Днепра в районе посёлка Радуль Черниговской области. Переправившись со своим расчётом одним из первых, он сумел под пулемётно-миномётным огнём закрепиться на плацдарме и уничтожил 6 огневых точек противника, мешавших преодолению водной преграды основным силам полка. 30 октября 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

-3

После окончания войны Меснянкина, казалось бы, ждали светлое будущее и блестящая офицерская карьера. Он окончил Ленинградское артиллерийское училище и получил распределение на должность командира учебного взвода в 29-ю отдельную гвардейскую стрелковую латышскую бригаду. Там 5 апреля 1948 года был арестован. Всё за те же грехи был на 10 лет отправлен в лагеря, но не решением суда, а Постановлением Особого совещания при МГБ СССР. 4 июля 1949 года был лишён звания Героя Советского Союза.

В обвинительном заключении от 29 июля 1948 года перечислялись злодеяния, инкриминируемые Меснянкину:

- сдача в плен врагу, добровольное поступление на службу к нему;

- восстановление кулацкого хозяйства и вселение в ранее конфискованный дом;

- обыски у местных жителей и их аресты;

- выдача немцам 10-ти коммунистов и комсомольцев, участие в расстреле бывшего председателя колхоза.

-4

Заключённый, признавая вину в работе на оккупантов из-за безвыходной ситуации, опровергал вменяемые ему обвинения в совершении тяжких преступлений. В многочисленных письмах на имя Сталина, Василевского и других руководителей государства утверждал, что был лоялен к землякам и, наоборот, всячески защищал и предупреждал о карательных акциях. Вину уже дважды искупил в штрафных подразделениях. Ответов, естественно, не получил. 11 августа 1954 года досрочно был освобождён из лагеря по амнистии.

Пётр Константинович не менее пяти раз направлял ходатайства о восстановлении его в звании Героя. Все они были отклонены. Власти не без основания считали, что его не может носить человек, запятнавший себя сотрудничеством с врагом. Тем не менее, в 1985 году Меснянкин, наравне с другими живущими ветеранами, был награждён орденом Отечественной войны. Из жизни он ушёл 14 июля 1993 года. Последним Постановлением Главной Военной прокуратуры по его делу от 17 июля 2001 года реабилитирован не был.

Бургомистр оккупированной Феодосии послужил после войны в Красной Армии и спрятался от возмездия

“Разоблачённая шпионка”

“Смерть предателя”