Найти в Дзене

Бургомистр оккупированной Феодосии послужил после войны в Красной Армии и спрятался от возмездия

Фашисты входили в Феодосию дважды. 3 ноября 1941 года войска Красной Армии оставили город, и вошедшие в него оккупанты начали наводить свои порядки. Естественно, им нужно было назначить свою администрацию, и в этом деле у них быстро появились помощники из числа недовольных советской властью. Появилась «инициативная группа» по выбору нового городского главы и одним из её активных членов был некто Пежемский Иннокентий Александрович, работавший в городе инженером.

Однако в конце декабря в порту Феодосии был высажен крупный советский десант, которому удалось выбить немецко-румынские войска из города. Всем, кто поторопился признаться в любви новой власти, пришлось не сладко. Пежемский был арестован и помещён в тюрьму. Ему повезло. Разобраться с коллаборационистами Советы не успели, потому что 18 января 1942 года Феодосию вновь оккупировали фашисты.

Дача Стамболи в Феодосии, занятая фашистами под госпиталь
Дача Стамболи в Феодосии, занятая фашистами под госпиталь

Вышедший на свободу Пежемский вскоре стал бургомистром и находился в этой должности два года. Усердно помогал оккупантам во всех вопросах: от пропаганды и угона населения в Германию до выявления евреев и борьбы с подпольщиками. После передачи полномочий главы городской администрации другому упырю продолжил работать в управе, вплоть до окончательного изгнания фашистов из города в апреле 1944 года. На этот раз дожидаться красноармейцев Иннокентий не стал и бежал со своими новыми хозяевами.

В конце войны Пежемский очутился в Вене. И там сумел как-то выкрутиться на допросах, наврав, что был насильно угнан на работы в здешние края. Его легенда сомнений не вызвала, основания для глубокой проверки не нашлись. В мае 1945 года Иннокентия призвали в РККА, где он служил помощником почтальона. Но не долго, в октябре его уже демобилизовали. Предатель вернулся на Родину и решил осесть подальше от Крыма, в Костроме.

Изменник вполне мог избежать наказания, но его подвела глупость. За членами семьи исчезнувшего бургомистра наблюдали сотрудники госбезопасности, но Пежемский об этом даже не подумал. И написал родственникам письмо. На этом его фарт закончился.

В 1947 году предателя судили. Во время процесса прозвучал факт о том, что во время оккупации в Феодосии было расстреляно 8 тысяч её жителей. Изменника приговорили к смертной казни, но потом её заменили на 25 лет лишения свободы. Однако справедливость восторжествовала: живым Иннокентий Пежемский на свободу не вышел, сгинув в лагерях в 1952 году. Попытки родственников добиться реабилитации "жертвы обстоятельств", предпринятые в конце 1980-х годов, были безрезультатными.

"Фашистские диверсанты"

“Смерть предателя”

Герой войны оказался палачом “Молодой гвардии”