Продолжаем обозревать изменения в ГОСТ Р 2.503‒2023 «Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений».
Сегодня – обозреваем приложения, обзор текстовой части читаем (при желании) ЗДЕСЬ.
Приложение А ГОСТ 2.503‒2013 исключено. Текст приложения (комментарии, в основном по тем организациям, которые имеют право выпускать ДИ, ИИ и ПР). В ГОСТ Р 2.503‒2023 эти комментарии включены в текстовую часть стандарта:
- 3.1.1 ГОСТ 2.503 в 4.14 ГОСТ Р 2.503;
- 3.1.2 ГОСТ 2.503 в 4.8 ГОСТ Р 2.503;
- 3.1.5 (так в ГОСТ!) ГОСТ 2.503 в 4.15 ГОСТ Р 2.503.
Соответственно, нумерация приложений в двух стандартах смещается друг относительно друга.
Приложение А ГОСТ Р 2.503‒2023 Форма и правила заполнения извещения об изменении
● Внесена дополнительная форма извещения об изменении (2 и 2а), при этом, формы равнозначны, а формы 2 и 2а рекомендуются при использовании систем электронного документооборота.
● Форма 1 нового стандарта отличается:
- обозначением новой графы 12а (в старом ГОСТ графа была, но – без обозначения);
- надписью «Пре.заказ» (в новом ГОСТ – «Предст. заказ»).
● Формы 1а нового и старого стандартов не отличаются.
● Вся информация по назначению граф ИИ, их заполнению в ГОСТ Р 2.503‒2023 сведена в таблицу А.1. Не забываем, что в ГОСТ 2.503 этому было посвящено два приложения – А и М.
● При этом в новом стандарте:
- из пояснений к графе 1 исключена ссылка на ГОСТ 2.104;
- в пояснениях к графе 4а указано, что графу заполняют только в ПР, подлежащем переоформлению в ИИ. В остальных случаях графу «Дата выпуска» на 4 и 4а не разделяют (заполняют только для формы 1);
- в пояснениях к графе 5а указано, что графу заполняют только в ПР, подлежащем переоформлению в ИИ. В остальных случаях графу «Срок изм.» на 5 и 5а не разделяют (заполняют только для формы 1);
- в пояснениях к графе 6 указано, что графу не заполняют или ставят прочерк; графа предназначена для ПИ, ДПИ, ПР – см. приложения Д, Е, Ж ГОСТ Р 2.503‒2023 (заполняют только для формы 1 и 1а);
- в пояснениях к графе 7 указано, что графу не не заполняют или ставят прочерк; графа предназначена только для ПИ и ДПИ – см. приложение Д и Е;
- в пояснениях к графе 8 указано, что если извещение состоит из одного листа, графу допускается не заполнять или ставить прочерк;
- в пояснениях к графе 10 внесено, что нужно указывать непосредственную причину проводимого изменения. Рекомендуемый минимальный перечень причин изменения приведен в таблице А.2 ГОСТ Р 2.503‒2023;
- в пояснениях к графе 12 внесено дополнение к примерам указаний: «Задел доработать согласно эскизу» — если для доработки задела выполнен отдельный эскиз». Кроме того, пояснения дополнены фразой: «Если указания по доработке задела требуется отразить подробно (с приведением эскизов и технических данных), то соответствующие сведения допускается приводить в графе 18 или путем выпуска отдельных документов (например, директивные технические указания, служебные записки и др.) на доработку с приведением ссылок на них в ИИ»;
- в пояснениях к графе 12а указано, что графу заполняют только в ПР, подлежащем переоформлению в ИИ (см. приложение Д). В остальных случаях графу «Указание о заделе» на 12 и 12а не разделяют (заполняют только для формы 1);
- в пояснениях к графе 13 внесено дополнение к примерам заполнения: - «После выработки имеющегося задела» ‒ если объем имеющегося задела не позволяет заранее определить номер изделия для внедрения изменения или срок его выработки. При необходимости внесения изменений в копии эксплуатационных документов, находящихся у заказчика (потребителя) (в соответствии с ГОСТ 2.603), в графе указывают «Требуется выпустить бюллетень», а при необходимости создания страхового фонда документов ‒ «Документы требуется микрофильмировать». Также пояснения дополнены фразой: «Допускаются другие указания о внедрении, устанавливаемые стандартом организации»;
- в пояснениях к графе 13а указано, что графу заполняют только в ПР, подлежащем переоформлению в ИИ (см. приложение Д). В остальных случаях графу «Указание о внедрении» на 13 и 13а не разделяют (заполняют только для формы 1);
- изменены пояснения к графам 17 и 18;
- в пояснениях к графам 19–22 указаны национальный стандарт (вместо межгосударственного) ГОСТ Р 2.105.
● В таблице с кодами причин изменений нумерация в новом стандарте обозначена с нулем впереди для кодов от 1 до 9. Если организация решит использовать свои коды причин, то они должны быть указаны в стандарте организации.
Приложение Б ГОСТ Р 2.503‒2023 Форма и правила заполнения листа регистрации изменений
● Обращаю внимание на уточненное наименование приложения.
Сама форма осталась без изменений.
● Из примечания исключен пункт 2 ГОСТ 2.503: «Для текстовых документов, издаваемых типографским способом, форма ЛР может быть изменена в соответствии с требованиями оформления типографских изданий».
● В.2 и В.3 ГОСТ 2.503 объединены в пункт Б.2 ГОСТ Р 2.503. Ссылки выполнены на национальные стандарты ЕСКД (ГОСТ Р 2.102 и ГОСТ Р 2.105).
● Содержание первого абзаца В.2 ГОСТ 2.503 изложено в Б.5 ГОСТ Р 2.503.
● В.5 ГОСТ 2.503 дополнен фразой (с ошибкой!) «… или при внесении изменениЕ по 5.3…» - получился пункт Б.3 ГОСТ Р 2.503.
● Содержание В.4 (заполнение граф ЛР) в ГОСТ Р 2.503 сведено в таблицу Б.1 – правила заполнения граф ЛР, где отмечаю следующие изменения:
- выполнена ссылка на ГОСТ Р 2.104;
- вместо ИИ упоминается «извещение». Остальное – без изменений.
Приложение В ГОСТ Р 2.503‒2023 Форма и правила заполнения журнала изменений
● Наименование приложения традиционно изменено: «Форма и правила заполнения журнала изменений».
● Форма слегка изменена: в графах 6 и 7 предлог «в» перенесен к словам «подлинники» и «копии».
Примечание 1 дополнено фразой «или в электронном виде (в том числе под управлением АС УДИ)».
Примечание 2 расширяет права организации – допускает уточнять форму журнала, размеры граф и способ ведения. Но, через стандарт организации.
● Внесено дополнительное требование (2 абзац В.2ГОСТ Р 2.503‒2023) о том, что после отработки изделия с учетом внесенных по журналу изменений разработчик документа обязан выпустить ИИ для внесения изменений в подлинник документа.
● Исключено примечание к Г.2 ГОСТ 2.503‒2013: «По журналу осуществляют изменения конструкторских документов, предназначенных для изготовления опытных образцов до присвоения литеры «О1,», изделий вспомогательного и единичного производства разового изготовления литеры «И», а также в технологические документы на стадиях «Предварительный проект» и «Опытный образец (Опытная партия)», вспомогательного и единичного производства при условии изготовления изделия только в одной организации.
● Изменены (В.3 ГОСТ Р 2.503‒2023) требования по внесению изменений. Они теперь вносятся по 4.10 ГОСТ Р 2.503‒2023 и «По согласованию с заказчиком (представительством заказчика) допускается вносить изменения по журналу в конструкторские документы с литерой «О1» с последующим выпуском ИИ».
● Подраздел Г.3 ГОСТ 2.503‒2013 в новом стандарте сведен в таблицу В.1 «Правила заполнения граф журнала изменений». Изменения по содержанию – косметические.
● Исключены (В.5.3 ГОСТ Р 2.503‒2023) тушь, чернила и паста. Теперь – ручка черного или синего цвета. Что там будет в этой ручке, тушь или гель, разработчиков не интересует…
Приложение Г ГОСТ Р 2.503‒2023 Правила выполнения дополнительного извещения об изменении
● Введен (Г.2 ГОСТ Р 2.503‒2023) порядок обозначения дополнительных порядковых номеров ДИ при выпуске более одного ДИ.
● Подраздел Д.4 ГОСТ 2.503‒2013 в новом стандарте сведен в таблицу Г.1 «Правила заполнения граф ДИ». Там введено заполнение граф 12, 13. Исключено заполнение графы 18.
Приложение Д ГОСТ Р 2.503‒2023 Правила выполнения предварительного извещения об изменении
● Однозначно определено, что ПИ оформляется на один документ.
● Из периода действия ПИ исключены (Д.2 ГОСТ Р 2.503‒2023):
- до его погашения ИИ;
- до переоформления в ИИ.
● Требование по одновременному действию не более 4 ПИ на один документ сохранилось (Д.3 ГОСТ Р 2.503‒2023). При этом введена рекомендация: «Если требуется выпуск более четырех ПИ, то рекомендуется все изменения по ПИ объединить в новом ПИ с одновременным аннулированием предыдущих ПИ».
● Подраздел Е.6 ГОСТ 2.503‒2013 в новом стандарте сведен в таблицу Д.1 «Правила заполнения граф ПИ». При этом:
- введено ограничение срока действия ПИ – не более 6 месяцев;
- исключен подраздел, который устанавливал правила заполнения граф при переоформлении в ИИ.
● Внесено примечание «Наступление даты, указанной в графе 7 (независимо от того, было ли ПИ аннулировано), не подразумевает невозможность дальнейшего применения задела в производстве (или использования продукции в эксплуатации), изготовленного с учетом данного ПИ в период его действия и в рамках указания о его внедрении; при необходимости, указания о таком заделе или доработке такой продукции могут быть приведены в отдельных извещениях или бюллетенях». То есть – бумага не определяет окончательную судьбу железа.
● Внесены рекомендации по ПИ для электронных документов (Д.7 ГОСТ Р 2.503‒2023).
● Определен новый порядок действий при аннулировании ПИ:
«Д.8 При аннулировании ПИ или окончании срока действия ПИ копии документов, которые действовали с ПИ, должны заменяться на новые копии документов, изготовленных с подлинников или дубликатов без учета изменений, внесенных по действовавшим ПИ.
Д.9 Аннулирование ПИ осуществляют выпуском нового ПИ».
● Внесены новые требования:
«Д.10 Если организация-держатель копии КД считает, что изменения, внесенные в копию по ПИ, целесообразно учесть в подлиннике КД, то она оформляет ПР и направляет его организации-держателю подлинника для рассмотрения возможности внесения предлагаемых изменений в КД.
Д.11 При выпуске ИИ все действующие ПИ на КД аннулируются. При необходимости продолжения использования в производстве копий КД, измененных по ПИ, взамен действующих ПИ должны быть оформлены новые ПИ, учитывающие проведенные по ИИ изменения в КД».
● Подраздел Е.10 ГОСТ 2.503‒2013 (погашение ПИ) – исключен. ВАЖНО!!!
Приложение Е ГОСТ Р 2.503‒2023 Правила выполнения дополнительного предварительного извещения об изменении
● Внесен (Е.2 ГОСТ Р 2.503‒2023) порядок обозначения нескольких ДПИ при их выпуске на одно ПИ.
● Внесено (Е.3 ГОСТ Р 2.503‒2023) ограничение на количество ДПИ, выпускаемых на одно ПИ – не более четырех.
● Подраздел Ж.4 ГОСТ 2.503‒2013 в новом стандарте сведен в таблицу Е.1 «Правила заполнения граф ДПИ».
Приложение Ж ГОСТ Р 2.503‒2023 Правила выполнения предложения об изменении
● Подраздел И.3 ГОСТ 2.503‒2013 в новом стандарте сведен в таблицу Ж.1 «Правила заполнения граф ПР». При этом исключено, что предлагаемую причину изменений и производственно-технические указания излагают в сопроводительном письме к ПР.
● Содержание подраздела И.4 ГОСТ 2.503‒2013 в новом стандарте изложено так: «Ж.4 Если в связи с предполагаемым выпуском ИИ по данному ПР возникает необходимость замены подлинников изменяемых документов или выпуска новых документов, то организации-держателю подлинников вместе с ПР организация-держатель копий высылает указанные документы в виде проектов документов».
● Внесены сроки рассмотрения ПР (30 календарных дней – Ж.6) и порядок действий держателя копий при отклонении ПР.
Приложение И ГОСТ Р 2.503‒2023 Учет всех видов извещений
● По И.2 ГОСТ Р 2.503‒2023 теперь нужно проверять наличие подписи не лица, производящего нормоконтроль, а нормоконтролера. В этом же подразделе неполиткорректное «размножение» заменено на «тиражирование».
● Исключено требование Л.3 ГОСТ Р 2.503‒2013 о том, что впроектах подлинников документов, прикладываемых к ПР в соответствии с И.4 (см. приложение И), обозначение ПР не проставляют.
● Исключено требование Л.4 ГОСТ Р 2.503‒2013 о том, что на одном экземпляре копий ИИ и ПИ на лицевой стороне всех листов ставят штамп «Контрольный экземпляр».
● Назначение книги регистрации изложено (И.5.1 ГОСТ Р 2.503‒2023) с учетом существования электронных форм.
● Форма книги регистрации не изменилась, за исключением в новом стандарте внесения примечания: «Форма книги регистрации и размеры граф могут быть уточнены организацией, ведущей учет изменений»
● Подраздел Л.6.5 ГОСТ 2.503‒2013 в новом стандарте сведен в таблицу И.1 «Правила заполнения граф книги регистрации». Изменений нет, за исключением:
- в новом стандарте упоминают все извещения, а не только ИИ, ПИ и ПР, как в ГОСТ 2.503‒2013;
- в графе «Сдано в СТД» по новому стандарту проставляют фамилию при ведении книги в электронном виде.
● Из предназначения листа учета (Л.7.1 ГОСТ 2.503‒2013) исключено ПИ.
● Также исключено ПИ из Л.7.2 ГОСТ 2.503‒2013. Кроме того, этот подраздел дополнен фразой: «При управлении изменениями средствами автоматизированной системы лист учета допускается формировать как отчет по данным автоматизированной системы».
● Форма листа учета не изменилась. В новом стандарте, видимо по ошибке, не указали размер 148 мм. Также внесено примечание, что форма листа учета и размеры граф могут быть уточнены организацией, ведущей учет изменений.
● Подраздел Л.7.3 ГОСТ 2.503‒2013 в новом стандарте сведен в таблицу И.2 «Правила заполнения граф листа учета». Изменения:
- для заголовка внесено указание, что делать если не хватает
места для перечисления всех изменяемых по данному ИИ документов;
- в графах «Местонахождение» и «Кол. экз» фраза «Подпись сотрудника СТД, заполнившего данные графы, заголовок листа учета и дату заполнения указывают ниже сделанных записей» предназначена теперь только для бумажных документов;
- графа «Извещение выдано» по новому стандарту дополнена возможностью указывать фамилию при ведении листа в электронном виде;
- в графе «№ и дата описи» номер теперь указан словом (что правильно);
- графа «Исправлено» по новому стандарту дополнена возможностью указывать фамилию при ведении листа в электронном виде.
● Внесено (И.7 ГОСТ Р 2.503‒2023) указание о допущении объединения данных по листу учета и книге регистрации извещений в автоматизированной системе.
● Исключен подраздел Л.8 ГОСТ 2.503‒2013 «Опись извещений и предварительных извещений (опись)» и форма описи.
Приложение К Порядок согласования изменений документов с заказчиком (представительством заказчика)
● По новому стандарту (К.2) согласование изменений с представительством заказчика осуществляют независимо от содержания и объема изменений в случаях, перечисленных в 4.21 ГОСТ Р 2.503‒2023.
● Требование о том, что до представления на согласование представительству заказчика извещение должно быть оформлено всеми необходимыми подписями, дополнено (К.3) записью в журнале изменений.
● Подраздел К.4 ГОСТ 2.503‒2013 изложен в новом стандарте так:
«ПР организации-держателя копий перед направлением организации-держателю подлинников подлежат согласованию с представительством заказчика при организации-держателе копий». Отмечаю, что во всех новых ГОСТ РВ нет понятия «ПЗ при организации», есть «ПЗ (ВП), закрепленное за организацией.
● Внесено (К.5) новое требование: «Изменения, проводимые по журналу изменений, подлежат согласованию с представительством заказчика при организации, которая ведет данный журнал изменений».
● Скандальный подраздел по обоснованию необходимости изменений теперь звучит так (К.6): «При необходимости (по требованию) представительству заказчика с извещением представляют материалы, обосновывающие целесообразность и необходимость вносимых изменений».
Внесено приложение Л (справочное) – «Пример выполнения извещения в виде структурированного файла».
На этом закончим рассмотрение изменений в стандарте по внесению изменений. Напомню, первая часть анализа этих изменений ЗДЕСЬ.
Типовые СТО (откорректированные по ГОСТ Р 2.503) по внесению изменений в КД, ПД и ТД, разработки «СМК-консультант», можно посмотреть:
- для военной продукции ЗДЕСЬ: СТО 123456RW-146-2021 Управление документированной информацией. Оформление и внесение изменений в конструкторскую, технологическую и программную документацию;
- для гражданской продукции ЗДЕСЬ: СТО 8765RISO-146-2022 Управление документированной информацией. Оформление и внесение изменений в конструкторскую, технологическую и программную документацию.
На канале "СМК-консультант" уже 337 публикаций. Чтобы не запутаться, используйте перечень опубликованных материалов (формат Word) - посмотреть или скачать ЗДЕСЬ.
19.03.2024