Найти в Дзене
Культурные коды

Последний проект Рафаэля.

Рафаэль Санти был универсален в своём творчестве: живописец, археолог, архитектор...
Вилла на склоне горы Монте-Марио, созданная по проекту Рафаэля и Сангалло, давно считается образцовой для ренессансной архитектуры, оказавшей значительное влияние на последователей.

Это была последняя постройка великого художника и зодчего для кардинала Джулиано Медичи, которая была начата за два года до смерти Рафаэля и затем приостановлена. В 1523 году, когда Джулиано стал папой Климентом VII, работы возобновились, и в том же году были завершены строительство половины жилого объёма и садовой лоджии.

План.
План.

Вилла Мадама сейчас расположена на северо-восточной окраине Рима, но когда она была строилась, то находилась далеко за пределами города, - это была первая вилла эпохи Возрождения, построенная за городом.
Средневековая замковая архитектура сменялась новыми формами возрождённых вилл Древнего мира для загородного времяпрепровождения.
Дом планировался как серия открытых дворов и довольно роскошных лоджий, объединяющих внутреннее и внешнее пространство, но оставляющих мало площадей для жилых помещений.

В центре - картина Хендрика ван Линта 18 века.
В центре - картина Хендрика ван Линта 18 века.

Проект включает в себя круглый двор - центр композиции- и помещения со множеством апсид и ниш, что является попыткой подражания величию римских бань.
Центральная часть называется Casino:в это время в высшем венецианском обществе появился обычай собираться для самых разнообразных встреч в так называемым «малых домах» или «Casini». Знатные и богатые вельможи заключали там деловые сделки, обсуждали политические новости, экономические вопросы.

 Проект реставрации виллы Мадама в Риме.
Проект реставрации виллы Мадама в Риме.

"Казино" спроектировал Рафаэль, а Антонио да Сангалло Младший давал советы по поводу конструкций, необходимых для террасирования холма; после смерти Рафаэля его ученик Джулио Романо достроил и украсил помещения.
Просторная лоджия, богато украшенная в «античном» стиле и выходящая на огромный сад, является выдающимся символом культурного покровительства и великолепия папского двора начала шестнадцатого века.

Отделка росписью и лепниной.
Отделка росписью и лепниной.

Трехпролетная лоджия с росписями Джулио Романо,торцы которой заканчиваются нишами,невероятно элегантна и декоративна.
Особенностью является содержимое лоджии: сводчатая крыша, украшенная Джулио Романо; изысканная лепнина и по-прежнему блестящие фрески; арабески и статуэтки, нимфы и фавны, животные и цветы — всевозможные изящные и роскошные узоры. Большая часть цветов – особенно синий – все еще почти яркая, и все работы удивительно изобретательны, элегантны и очаровательны.

-6

Росписи интерьеров напоминали недавно открытые фрески нероновского дворца, над ними работали Романо и Перуцци, лепниной занимались Бандинелли и Удине.

Отделка перекрытия зала виллы Мадама в Риме.
Отделка перекрытия зала виллы Мадама в Риме.

Эта вилла являлась, по замыслу Медичи, одной из возрождённых римских вилл древнего периода и выполнена согласно описанию Плиния.
Своим нынешним названием «Мадама» вилла обязана жене Алессандро Медичи, единственной дочери императора Карла V, Маргарите Австрийской. Весь проект виллы так и не был осуществлён по разным причинам, он остался незавершенным и на восточной стороне, где видно начало великолепного двора в виде театра, украшенного колоннами. Театр предназначался для постановки "античных" пьес и был воспроизведён подобием древнеримского театра.
Вокруг круглого двора под открытым небом, по замыслу архитектора, было сооружено вертикальное озеленение. К амфитеатру, расположенному на склоне холма, вела монументальная лестница с двумя крылами, из лоджии открывался вид на сады и Тибр. В саду, обращенном к лоджии, расположен Фонтан «Слон» в память об индийском слоне «Анноне», привезенном в Рим португальским послом.

Предположительный вид законченного проекта.
Предположительный вид законченного проекта.

Кроме жилых помещений и театра предполагались конюшни и ипподром, а также пруды с фонтанами. С южной стороны к главному входу, вдоль центральной оси, должна была подводить парадная лестница, которая по замыслу авторов, давала начало обзору связи природы и архитектуры. В целом уравновешенная композиция отнюдь не стремилась к абсолютной симметрии, она открывала разные участки сооружения, давая возможность любоваться их соразмерностью вместе с обозрением различных природных видов.
Вилла Мадама была приобретена итальянским государством в 1930-х годах; сейчас она используется Министерством иностранных дел Италии для обедов, конференций и приема видных гостей; по соображениям безопасности помещение закрыто для публики, и с большого расстояния видна только верхняя часть сооружения.