1. Текст.
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба за́стится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на́ сердце…
Ты, в погудке дождей и бед
То ж, что Гомер — в гекзаметре,
Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь — мои обе заняты.
Вишеноры. 1925.05.07.
2. Поэт через то получает признательность читателя, что открывает и в самом обычном предмете, и в самом простом процессе не только новое, но несомненно истинное, однако до этого стихотворения такое истинное не было видно, и потому читатель был его лишён.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...» (1940).
В это открытие и льётся благодарность. И как же за это не быть благодарным!
3. По жанру это стихотворение Марины Ивановны Цветаевой (1892.10.08 — 1941.08.31) — обращение к другу. Указание на место написания — Вишеноры, говорит о том, что писано оно из Чехословакии и, скорее всего, в Россию. Трудно предположить, что кто-то из знакомых поэтессы столь широк душой, что вмещает в себя не только гекзаметры Гомера, но и всю Россию, так что к нему, где бы он ни был, можно обращаться за местными ландшафтными подробностями.
По сюжету — попытка сближения, попытка идеальной связи с Россией, с Родиной.
По смыслу — ностальгия.
4. Первая строфа — идеализация Родины, исповедь текущего дня и приоткрытие сердечной смуты.
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба за́стится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на́ сердце…
Трудно без Родины. Смутно на душе. Вырвана из своего пространства. Брошена в чужую пустоту. Там, в одиночестве, и пустится.
5. Вторая строфа — уже прямое обращение к другу, его возможностям.
Ты, в погудке дождей и бед
То ж, что Гомер — в гекзаметре…
То есть он может и с дождями, и с бедами справиться. И справиться поэтически, не через перенапряжение сил. Да и как, какими силами, превозмочь сердечные беды и блажи?
Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь — мои обе заняты.
Её засасывает здесь-бытие, она даже руку протянуть не может. И она просит о спасении.
Характерно, и конечно — гениально, то, что лирическая героиня разделяет миры — этот свет, в котором дожди и беды, и тот свет, где находится её друг.
«Тот свет», однако, можно понимать по-разному. «Тот свет» — Рай, Царствие Небесное. И «тот свет» — иной мир, тьма кромешная, Ад подземный. Но первая строфа, где добрым словом помянута рожь в рост человека, сигнализирует нам, что «тот свет» — Рай, Земной Рай, Родина.
Как идеи в философии суть доведённые философом до предела и полной чистоты тот или иной предмет, процесс или отношение, взятые из самого мира, так в поэзии поэтом образы тоже доводятся до предела и до предельной же чистоты, и тогда в поэтических образах светится истина того, образами чего они выступают.
Россия есть Родина. Россия есть Рай. Россия и есть Тот Свет. А вы не знали?
2024.03.18.