В самом этом вопросе уже коренится какая-то обреченность и пессимизм. Чаще всего этот вопрос задают люди с пароксизмальной фибрилляцией предсердий, у которых приступы аритмии сильно нарушают жизнедеятельность, сопровождаясь неприятными и порой тягостными симптомами: неритмичным ускоренным сердцебиением, одышкой, слабостью.
Однако есть и противоположная категория пациентов. Они живут как ни в чем не бывало, по каким-то иным вопросам обращаются за медицинской помощью или просто за освидетельствованием (например, на право водить автомобиль и или иметь оружие). И тут у такого человека случайно выявляют фибрилляцию предсердий, практически бессимптомную, и неизвестно когда возникшую. Я эти примеры привожу тем людям, которые не на шутку встревожены впервые возникшей фибрилляцией предсердий, и всерьез полагают, что их жизнь теперь под угрозой. Люди с постоянной фибрилляцией предсердий вполне могут жить и работать как ни в чем не бывало, что часто и делают до выявления у них этой аритмии. Т.е. сам факт наличия фибрилляции предсердий не означает, что полноценная жизнь теперь категорически невозможна, а смерть маячит где-то близко. Да, у людей с фибрилляцией предсердий значительно повышен риск тромбоэмболий и инсульта, однако прием антикоагулянтов (если они показаны - а показаны они хотя и большинству людей с фибрилляцией предсердий, но всё же не всем) позволяет снизить эти риски в разы (примерно в три раза).
Когда это оправдано, мы боремся за сохранение синусового ритма. Мне понравилась фраза одного американского кардиолога о том, что "синусовый ритм всегда лучше, вопрос лишь в том, какой ценой это достигается". Чаще всего это достигается ценой постоянного приема тех или иных антиаритмических препаратов. А также периодических госпитализаций для восстановления синусового ритма с помощью электроимпульсной терапии. Почему-то этот способ восстановления ритма в России плохо приживается, за исключением крупных городов и крупных клиник. Безопасность такого восстановления ритма ничуть не меньше, чем восстановление с помощью лекарств. Однако восстановить ритм несложно - куда сложнее синусовый ритм удержать, восстановив его тем или иным способом.
Некоторые пациенты, отчаявшись в борьбе с частыми приступами фибрилляции предсердий, просят врача "перевести в постоянную форму". Однако врач не может по своему усмотрению это сделать, и даже полный отказ от приема антиаритмических препаратов не переведет пароксизмальную форму в постоянную. Тут уж только время поможет, когда в предсердиях для этого созреют подходящие условия.
Радиочастотная аблация и криоаблация помогают улучшить качество жизни многих пациентов, но чаще не избавляют полностью от фибрилляции предсердий, однако субъективно она меньше беспокоит пациента. Выполнение повторной РЧА после 3 месяцев оценки результатов обычно говорит не о неудаче, это скорее надо воспринимать как второй этап вмешательства, который уже и приводит к более стойкому результату. Во многих случаях лекарственная нагрузка уменьшается - многие пациенты могут отказаться от приема антиаритмических препаратов. Прием антикоагулянтов же обычно продолжается и после проведения таких вмешательств.
Ссылка на мой канал в Телеграм теперь выглядит не как бессмысленный набор букв, а более узнаваемой: https://t.me/drzafiraki
Насчет возможности получить второе мнение по вашей медицинской проблеме - пишите в личные сообщения в Телеграм. Вот ссылка:
https://t.me/doctor_zafiraki