К рубежу прошлого и позапрошлого веков самарское купечество наконец оценило красоту волжских пейзажей с зелеными лесами и береговой склон от нынешнего Постникова Оврага до Барбошиной Поляны начал быстро застраиваться великолепными загородными усадьбами.
По хрестоматийному описанию краеведа Константина Головкина – кстати, одного из "дачевладельцев" , «Все эти дачи, являлись скорее виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги, и, вместе с тем, являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до города Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводом и электрическими станциями, и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода беседками... С балконов дач открывался бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу».
В 1909-м строительство загородного дома для своей большой семьи начал купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Самары, коллекционер и меценат Петр Иванович Шихобалов. Место под дачу внук Емельяна Шихобалова, проживавший на углу нынешних улиц Пионерской и Алексея Толстого в особняке Неронова, выбрал по соседству с дачей купцов Соколовых в районе нынешней 9-й просеки.
Проект в стиле итальянского неоренессанса разработал предположительно знаменитый столичный архитектор Федор Лидваль, курировал строительство на месте Александр Щербачев.
Дача получилась, по словам того же К.П. Головкина, «грандиозная» Здание формировалось из стоящих на общем подиуме нескольких объемов , объединенных четырьмя ярусами террас с балюстрадой и каменными вазонами Парадный вход со стороны Волги был оформлен портиком с рустованными колоннами, поддерживающим балкон с балюстрадой.
Венчала комплекс квадратная башня с верхним этажом, оформленным лоджиями с лепными гирляндами снизу. Подобное дворцу сооружение дополняли спускающиеся к Волге марши каменных лестниц.
Известно, что к гостеприимным хозяевам часто приезжал Александр Щербачев. Другим известным гостем был художник Василий Суриков, с которым Петра Шихобалова связывала многолетняя дружба. Суриковы жили на даче все лето, по воспоминаниям дочери П.И. Шихобалова Марии, любили конные прогулки. Кстати, Петр Шихобалов увековечен на картине Сурикова «Стенька Разин» в образе перса. Этюд к грандиозному полотну хранится в самарском художественном музее.
После революции дни процветания и благоденствия оборвались. Дачу и прочую недвижимость сразу же национализировали, в марте 1918-го семью переселили в 4 комнаты на первом этаже бывшего собственного дома. Часть коллекции картин и уникальной мебели Шихобаловы успели передать в музей, что не успели – было разграблено. В том же 1918-м Петр Иванович, к этому времени овдовевший, со своими тремя дочерями уехал в Москву. В середине 1920-х П.И. Шихобалов, как-то пристроив дочерей в столице, вернулся в Самару. Жил при монастыре, умер в 1932-м году в возрасте 60 лет.
Даче повезло больше – ее не разобрали на стройматериалы и не пустили на дрова. В 1920-е здесь расположились Дом отдыха страховой кассы профсоюзов и агитационный эстрадно-театральный коллектив «Синяя блуза», представлявший новое «революционное» массовое искусство и обличавший «мещанский» быт.
С 1933-го до 1939-го работал санаторий имени Коминтерна, а затем в бывшую купеческую дачу вселился детский дом для испанских детей.
В Испании, как известно, в те годы шла гражданская война между сторонниками профашистского генерала Франко и «левыми» республиканцами, которых поддерживал СССР. Поддержка заключалась, в том числе и в вывозе детей республиканцев из районов боевых действий и организации для беженцев 15 детских домов. Приезд испанских детей стал для советской пропаганды хорошим поводом показать всему миру счастливое детство в СССР.
В Куйбышеве на территории бывшей ренессансной виллы расположились учебные корпуса, проживали дети в соседних деревянных домиках. Хотя имелись трудности, связанные со снабжением детдома продуктами и бытовыми принадлежностями – большинство испанцев впоследствии вспоминали проведенное в СССР время с ностальгией.
В годы ВОВ дача перешла в ведение НКВД. Принято считать, что именно здесь в 1941-м в числе 25 «предателей Родины» был расстрелян Филипп Голощекин – старый революционер, друг Свердлова и Троцкого и один из организаторов расправы над царской семьей.
Затем дача использовалась как пионерский лагерь, позже здание стало одним из корпусов санатория имени Валерия Чкалова и подверглось реконструкции, причем безжалостной.
От первоначального «грандиозного» ренессансного облика практически ничего не осталось. О былом памятнике напоминает лишь башня, видная с берега Волги и сохранившаяся лестница с гротами.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете