С началом теплых дней многие с радостью (а многие и наоборот) ждут открытия электросамокатного сезона. Я в этом плане исключение - вот уже несколько лет я пользуюсь обычным ("толчковым") самокатом без какого либо двигателя.
Причина почему я, при массовом засилии аккумуляторной техники сделал выбор в пользу обычного самоката проста - физическая активность. В момент покупки самоката во мне было 20 с хвостом лишних килограммов и сокращение количества шагов в пользу стояния на электросамокате явно не улучшило бы ситуацию. Впрочем, от 20 кг я уже избавился (пост про похудение за полгода - тут, кому интересно), но пересаживаться на электрические СИМы как-то желания не появилось - уже привык двигаться сам :). Да и обычный самокат банально дешевле.
Но если о том как ездить на электросамокатах писал чуть ли не каждый второй, то вот обычные, из-за их непопулярности (в сравнении) обычно обходят стороной. Так что эту тему я подниму сам.
1. Где и как ездить на обычных самокатах?
При всей кажущейся очевидности (ведь вы наверняка подумали, что "там же, где и электрические, как же ещё?"), вопрос не так прост. Электросамокаты относятся к средствам индивидуальной мобильности (СИМам), посмотрим их определение из ПДД:
"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Т.е. на обычном самокате пользователем СИМа мы не являемся, т.к. двигателя в нем нет. Так кто же мы? Снова обращаемся к ПДД. Слово "самокат" без привязки к СИМам и электроставляющей имеется лишь в одном месте:
"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Так что , находясь на обычном самокате мы являемся пешеходами. Со всеми вытекающими.
2. Т.е. и по проезжей части ездить нельзя?
Да. Кроме дворов, где пешеходы и, соответственно, самокатчики, также могут двигаться по проезжей части. Пересекать дорогу по переходу на самокате за зеленый сигнал светофора формально не запрещено. Но часто это просто неудобно.
3. А тротуар?
Как законопослушные пешеходы мы можем и должны пользоваться тротуарами. Какие-либо знаки запрета движения транспортных средств (механических, велосипедов, любых и прочего) на нас не влияют. Дорожки, которые предназначены для автомобилей, велосипедов и прочего, куда нет доступа пешеходам, для нас, наоборот, закрыты.
4. А скорость?
Скорость никаким образом правилами не ограничена. Но мы с вами люди вменяемые и разумные. Так что, конечно, гонять в толпе пешеходов, выписывать "шашечки" и прочим образом мешать пешеходам не нужно. Не забываем, что пусть электродвигателя у нас нет и СИМами самокат не является, столкновение самокатчика и человека чревато травмами. Если вы кому-то причините ущерб, никакой статус "пешехода" с вас вины в причинении время не снимет - да, это не будет считаться ДТП, но не стоит считать это индульгенцией.
5. А что насчёт перевозки в транспорте?
По сути, самокат - это багаж. Так что если вы везёте его с собой, нужно соблюдать правила его перевозки.
К примеру, правила пользования Московским метрополитеном требуют оплаты места багажа, если сумма трех измерений в пределах 121-150 см. Меньше 121 доплата не требуется, выше 150 считается громоздким багажом и возить вообще нельзя. Но сложенный самокат с суммой измерений выше 150 см мне трудно себе представить. Да и 121 тоже. Так что спокойно везём и не переживаем - главное размещать самокат так, чтобы он не мешал другим пассажирам и не испачкал их колёсами и пр. В новых поездах можно закатить доску под сидение, удерживая самокат за ручки. Либо полностью убрать под сидение сложенный самокат (только не забудьте его в вагоне, когда будете выходить).
В электричках (в т.ч., соответственно, на МЦД) действуют похожие правила (их можно изучить на сайте ЦППК) - бесплатно можно провозить ручную кладь по сумме трех измерений менее уже 180 см. Другим пассажирам мы, опять же, не мешаем - пространство под креслами к нашим услугам.
В целом в каждом транспорте свои правила, но сложенный самокат довольно компактный в любом случае.
Главное - всё выше указано про перевозку самоката с собой. Ездить на самокате по платформе, вагону, салону автобуса и прочему не стоит, безотносительно, прописано это в правилах или нет. Возвращаемся к пункту про вменяемость и разумность.
6. Можно ли ездить на самокате уже сейчас?
Да. Никакого формализованного понятия "самокатного" сезона (как и "велосипедного") нет. Но всё же пока, мне кажется, выезжать на самокатах рано. Ещё есть и лёд, и снег, и много жидкой грязи, да и вообще улицы пока не очень удобны для поездок - лучше потерпеть, дождаться более стабильной весны и уже тогда выезжать. Это если говорить про Москву.
7. Если на моём самокате не было электродвигателя, но я его установил сам, как быть дальше?
Ну, во первых, моё вам уважение за прямые и растущие из правильного места руки. Во-вторых, ваш самокат стал средством индивидуальной мобильности, т.к. по ПДД нет уточнений про то, как именно двигатель появился - на заводе или как-то позже.
Про то, что такое СИМ, и как с ними быть, намного лучше меня рассказали ребята из проекта Let's Kick, так что я просто оставлю ссылку на них.
P.S.: Ну и вместо эпилога - чтобы вас не ненавидели ни пешеходы ни электросамокатчики, просто ведите себя адекватно.