В нашем современном мире можно путешествовать беспрепятственно уже практически везде. Причем путешествовать абсолютно на любом виде транспорта. На машине, самолете, поезде, да как угодно. И нет, в целом, никаких ограничений, ну если только вы не злостный преступник и у вас не фальшивые документы. Ты можешь путешествовать без ограничений. Но так было не всегда. Например, одно время у нас из Воронежа нельзя было выезжать, а если даже и покидаешь город, то обязан предоставить расписку в том, что обязательно вернешься. Вот как это было.
Началось все со Степана Разина. Летом 1670 года он двинулся вверх по Волге на Москву. Вверх по Дону в столицу отправился Фрол - его брат. Именно Фрол Разин, а не Степан, бывал в наших краях. Говорят, что в пещере Шатрище, что в Лискинском районе, даже сохранилась надпись, сделанная Фролом и восхваляющая Степана. Честно говоря, мы были в Шатрище, надписи там не нашли.
Как и ожидалось, когда Фрол Разин проплывал через наши края, то в наших землях тоже стали вспыхивать восстания. К тому же, оба Разины активно призывали всех к себе в отряд. Но, Степану Разину не суждено было добраться до Москвы и сместить власть, потому как его отряды были разбиты под Симбирском. После этого во всех городах начались активные поиски его сторонников и единомышленников. Не исключением стал и Воронеж.
Одним из таких сторонников оказался Наум Савостьянов. Он попал под подозрение, потому как совершенно недавно приехал в Воронеж "с Дона" и не было у него тут ни друзей, ни родственников. В ходе допросов Наум признался в том, что послал его в Воронеж сам Фрол Разин, который наказал ему подговаривать людей и убеждать их "не хорониться и ждать отрядов Разина". По возможности, само собой, поднимать тоже восстания. За такую антиправительственную деятельность раньше с тобой поступали довольно строго. Обвиняемый лишался руки и ноги. Ну а затем его просто отпускали на свободу, езжай, живи дальше со своими жизненными взглядами.
Больше всего везло тем, кого просто отправляли в ссылку в Сибирь. Причем отправляли туда навсегда. Никакого срока, просто билет в один конец. В ходе допросов выяснялось, что все обвиняемые пересматривали свои взгляды после того, как выезжали из города куда-либо. Они беседовали с незнакомцами, которые убеждали их в правоте идей Разина и тому подобных вещах.
В итоге, помимо ссылок уже обличенных в предательстве людей, довольно серьезно ужесточили правила выезда из города. Любой выезд из города начинался с огромного количества формальностей. Например, если условный торговец собирался выехать за товаром, то он обязан был подать воеводе специальное прошение об отлучке и предоставить поручительство в том, что он не сбежит из Воронежа. Поручительство могло быть как в денежном, так и в ином эквиваленте. Только лишь после этого воевода выдавал специальные "проезжие грамоты". Но и это еще далеко не все.
Если ты не являлся в Воронеж в строго установленный срок, то воевода объявлял тебя в розыск. После того, как тебя обнаруживали, были возможны два варианта развития событий. Если ты был купец, то платишь довольно крупный денежный штраф. Ну а если ты обычный крестьянин, то, как написано в архивах, "били батогами нещадно". Поэтому никто особо старался не путешествовать. Стоит у тебя в проезжей грамоте три дня, будь добр вернуться в строго установленное время.
Читайте также:
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов