Множество парижских улиц получили название от вывесок трактиров или лавок, улицы Арфы, Полумесяца, Кота-Рыболова, Лиса-Проповедника, Сухого дерева. На вывесках встречались непереводимые каламбуры, непристойности и просто ошибки, которые становились отличительной чертой, вроде «окулиста для глаз». А что до непристойностей, то на французском тупик называется cul de sac. Некто Ледрю занимался тем, что проводил дверные звонки в домах, в частности, расположенных в тупиковых улицах. Не могу сказать, почему было важно подчеркнуть именно это, но на его вывеске имелась такая надпись. А "cul" это еще и довольно грубое слово, скажем «задница» в переводе, когда мастер украшал вывеску, то поставил точку после этого слова и парижане ходили смотреть на того, кто может провести звонок в заду. Эту подробность нам сообщает Л-С. Мерсье в "Картинах Парижа" (кладезь, просто кладезь!)
К XIII веку вывески только начали появляться, но были редки, адресов не было и как было найти нужный дом? Ну как-то так: "От Белого павлина налево, мимо Трех подсвечников, напротив дома пекаря свернуть в подворотню, там Богородица, от нее направо, недалеко от дома Русалки увидите святого Николя, вот там и живет нужная вам особа".
Наличие вывески стало обязательным и распространилось к XVI-му столетию, те, кто желал получить разрешение на содержание гостиницы, например, должен был сообщать городской администрации имя, название заведение и описание вывески. Указ Генриха III от марта 1577 года предписывал трактирщикам ставить табличку на самом видном месте. Вывески могли быть коваными, деревянными, с эмалью, с росписью, скульптурные, встречались «живые» вывески, обезьянки или птицы в клетке. Чаще всего размещались они на длинном шесте, прикрепленные на крюках:
«всякий раз, когда дул сильный ветер, вывески вместе с крюками грозили свалиться и задавить прохожих. В ветреные дни вывески скрипели, колотились одна о другую и производили такой жалобный, нестройный звон, о котором не имеют представления те, кто его никогда не слыхал. Кроме того, по ночам они бросали на улицу широкие тени, сводившие на нет слабый свет фонарей.» Л-С. Мерсье «Картины Парижа».
Конечно, каждый торговец желал сделать свою вывеску ярче и больше, чем у соседа, поэтому огромные сапоги, шпоры, шпаги начали занимать все улицы, до такой степени, что начальник полиции в 1766 велел ликвидировать все эти «виселицы» и размещать вывески на стенах домов. А названия улиц начали фиксировать с 1729, сегодня в городе можно найти еще такие названия, выбитые на стенах домов, под современной табличкой с адресом. (кажется, что подвешенные вывески все-равно потом вернулись, просто перестали быть такими большими, как и удерживающие их конструкции).
Со временем для производства вывесок стали привлекать профессиональных художников. Известно, например, что Шарден в юности написал вывеску для парижского хирурга у моста Сен-Мишель. На большом панно был изображен человек, раненный шпагой, врачи и зрители. Пьер Прюдон писал для шляпной мастерской: двое мастеров, работающих с фетром посреди кучи шляп. Франсуа Буше сделал вывеску для акушерки; Филибер-Луи Дебюкур нарисовал несколько вывесок, например для зеленщика. В в XVIII веке это было более, чем обычной практикой. Но и позже художники так подрабатывали, а потом рисовали плакаты и афиши.
Эти работы или не сохранились или я их не нашла, но самая известная вывеска кисти известного художника сегодня хранится в музее – «Вывеска лавки Жерсена» Антуана Ватто. Это одна их последних работ Ватто, написанная в 1720 г., незадолго до смерти. Довольно большое полотно, 3 на 1, 5 м было написано за неделю, в знак благодарности Эдму-Франсуа-Жерсену, торговцу картинами и другу, приютившему художника, который так и не обзавелся собственным домом. И это чуть ли не единственнная картина Ватто, где изображена в прямом и переносном смысле парижская мостовая. Хозяину, кстати, было неловко, он отказывался от щедрого жеста своего друга, который уже был знаменит и востребован.
Лавка торговца картинами располагалась на мосту Нотр-Дам, ближе к Сите и к этому времени здесь антикварные, галантерейные, художественные лавки стали понемногу вытеснять ремесленников. На картине представлено несколько идеализированное помещение, лавка была тесной и пыльной и значительно меньше по размеру, стена наружная, конечно, была, Вывеска располагалась над входом, была немного наклонена вниз, чтобы удобнее было рассматривать и свою цель выполнила, парижане приходили к лавке смотреть на прекрасную работу, которая сегодня считается лучшим творением Ватто. На улице картина провела около двух недель, Жерсен снял ее, чтобы не портилась. Вывеска состояла из двух частей и изначально имела скругленные углы по верхнему краю, их позднее доставили. Кстати, через 20 лет вывеску Жерсену писал уже Буше, вот гравюра по ней, магазин тогда стал называться A la pagode.
Пару слов нужно сказать о самом мосте Нотр-Дам. Он стоит на месте самого старого моста еще римской Лютеции, соединявшего остров Сите с правым берегом. Он был сожжен во время осады норманнами, потом был проложен небольшой деревянный мостик, получивший название la planche Mibray (что это значит не очень понятно), а Большим мостом до XII в становится нынешний мост Менял. Мост Нотр-Дам строят в начале XV века, деревянный, уже с домами на нем, он рухнул в 1499, ответственные за поддержание его состояния чиновники были посажены в тюрьму. И уже при Франциске I был заменен каменным мостом с домами с одинаковыми фасадами, которые похоже, простояли без изменений до самого сноса в 1786 г.
В 1590 году на мосту Нотр-Дам чуть не убили папского легата, но случайно, во время вооруженной процессии Лиги несколько ополченцев решили отдать легату честь, не подозревая, что их ружья заряжены, убили капеллана. "Справедливо испугавшись столь опасной чести, его преосвященство поспешил благословить эту фанатичную армию и скрыться."
Вернемся к вывескам. К XIX веку они стали способом выразить свои политические взгляды, что привлекало полицию, если взгляды отличались от основной линии партии, например в полицейских архивах был обнаружен донос на хозяина ресторана Le Bœuf à la mode, вывеску которого в 1816 посчитали оскорбляющей величество, поскольку облачение быка, сползающая шляпа с перьями, синяя лента на шее с геральдическими знаками, все это казалось карикатурой на короля, да. Разъяснили политические взгляды владельцев, к счастью решили, что бык это бык.
Хозяева ресторана «4 сержанта Ля Рошели» выражали свои бонапартистские взгляды в названии. 4 офицеров были казнены на Гревской площади 21 сентября 1822 г. по обвинению в организации заговора в армии с целью свержения новых Бурбонов. Ресторан этот работал до ХХ в, Хемингуэй его любил.
Около 1830 г. в Париже жил кондитер по имени Леруа (le roi - король), который написал на своей лавке:Леруа делает бриоши. Полиция опять же заинтересовалась, не оскорбляют ли короля Луи-Филиппа на этот раз, велела сменить вывеску. Кондитер сменил: Леруа продолжает делать бриоши.
А тут уж прозрачней некуда, не знаю, к сожалению, судьбу смелого торговца фруктами с ул. Сен-Дени, он нарисовал на своей вывеске портрет Луи-Филиппа с надписью: "Особые груши". Прямая отсылка к карикатуре Оноре Домье "Превращение Луи-Филиппа в грушу" 1831-го г.
Ну вот так, тема оказалась довольно обширная, целая книга по ней написана, очень интересная, начинала ее в телеграм, но в итоге решила написать подробно. А давайте расскажу, что вы можете найти в моем телеграм-канале? Например: исторический бордель, 2 "колодца любви", мифический и съедобный, визит королевы Виктории в Париж в 1855 г.
А здесь можно прочитать зачем приезжала королева