Август 1992 года. На аэродроме ЛИИ имени Громова проходит «Мосаэрошоу-92» – предшественник хорошо всем известного МАКСа.
В те дни зрители могли увидеть не одну интересную новинку, но самым необычным экспонатом стал большой суровый штурмовик, своими чертами отдаленно напоминающий легендарный Ил-2. Это был Ил-102, а «Мосаэрошоу» стало для него одновременно минутой максимальной славы и лебединой песней.
История
Ил-102 является дальнейшим развитием идей штурмовика Ил-40 1950-х годов. Но, несмотря на аналогичную компоновку, он все же является другим самолетом.
Ил-40 имел мощное бронирование, преимущественно пушечное вооружение (пять 23-мм пушек АМ-23), и бомбовую нагрузку в 400 кг (в перегруз – до 1000 кг).
В 1956 году самолет в доработанном варианте Ил-40П уже готовился к производству, но как раз в это время на самом высоком уровне было решено, что штурмовая авиация в том виде, в каком есть, не нужна.
Ставка была сделана на скоростные истребители-бомбардировщики, которые в том числе могли тактическое нести ядерное оружие. Это отдельная большая тема для дискуссии, которую лучше раскрыть в отдельном материале. Факт же остается в том, что несколько готовых самолетов вместе с оснасткой для производства отправили под пресс, а завод отдали ракетчикам.
В конце 1960-х тема штурмовиков вновь стала актуальной и ОКБ Ильюшина попробовало принять участие в конкурсе на новый штурмовик с доработанным Ил-42, но уступили Т-8 – будущему Су-25.
Несмотря на это, ильюшинцы продолжили работу над новым самолетом в инициативном порядке без поддержки со стороны военных, которые не хотели распылять силы промышленности на еще один штурмовик при почти готовом Су-25.
В сентябре 1982 года новый штурмовик, получивший индекс Ил-102, впервые поднялся в воздух. К этому моменту Су-25 уже год как поставлялся в строевые части, что не играло на руку ильюшинцам.
Каким получился Ил-102
Ил-102 смотрится очень необычно для самолета 1980-х годов. Первое, что бросается в глаза – наличие заднего стрелка. Предполагалось, что второй член экипажа, наблюдающий за задней полусферой, сможет предупреждать летчика о пущенных ракетах и других угрозах, бороться с истребителями и подавлять наземные зенитные средства при выходе из атаки. Также предполагалось в перспективе оснастить самолет оптической прицельной системой, с которой как раз мог работать стрелок.
Хоть внешне самолет и выглядит как летающий танк, сплошного бронированного корпуса на Ил-102 нет. Забронированы кабины летчика и стрелка, а также частично двигатели и топливная система. Баки оставили без брони, но для большей защищенности сконцентрировали в центральной части фюзеляжа, где они частично прикрыты кабинами и двигателями.
Кстати, про саму силовую установку. На штурмовик установили пару двигателей РД-33 (с МиГ-29), выполненных в бесфорсажном варианте. Они разгоняли самолет до 950 км/ч, что вполне достаточно для штурмовика.
Конструкция Ил-102 отличалась высокой технологичностью – 80% было образовано листами одинарной кривизны. Это удешевляло и упрощало производство. В разобранном виде самолет можно было транспортировать на двух стандартных железнодорожных платформах или внутри Ил-76.
Теперь о вооружении. Толстый профиль крыльев позволил разместить в них отсеки для бомб калибром до 250 кг.
Общая максимальная бомбовая нагрузка заявлялась в 7200 кг. Это свободнопадающие бомбы массой до 500 кг, неуправляемые ракеты, пушечные контейнеры.
Также в различных источниках утверждается, что самолет мог применять корректируемые бомбы и управляемые ракеты. Но это видится сомнительным, поскольку на доступных в сети фото и схемах не получается найти лазерный дальномер, без подсветки с которого те же С-25Л или Х-25МЛ можно запустить только куда-то в сторону противника. Возможно, что позднее необходимую аппаратуру разместили бы, например, в носу. Но история сослагательного наклонения не имеет.
Также заявлялось о возможности применять ракеты воздух-воздух Р-60 и Р-73. Так ли это или нет, мы уже вряд ли когда-то узнаем.
Еще один интересный момент – курсовая двухствольная 30-мм установка могла вести огонь прямо или под углом (как на Су-25Т). А при необходимости ее можно было быстро демонтировать и взамен подвесить дополнительную бомбу или еще один топливный бак. Задний стрелок вел огонь из двухствольной 23-мм пушки, установленной в хвосте.
Если верить имеющейся в сети информации, Ил-102 обладал примерно такими же характеристиками, что и Су-25 за исключением максимальной бомбовой нагрузки, которая была больше у Ил-102: 7200 кг против 4340 кг. С другой стороны, мы не знаем, сколько творение КБ Ильюшина могло бы пролететь с такой предельной загрузкой. И получилось бы это вообще. На всякий случай отмечу, что с таким перегрузом те же «Грачи» обычно не летают.
Как оказалось в дальнейшем, каких-либо преимуществ не увидело и руководство Минобороны.
Судьба
Несмотря на благосклонное отношения к разработке ОКБ Ильюшина со стороны главкома ВВС Кутахова и министра авиапромышленности Силаева, поддержки Ил-102 не получил – против него выступал влиятельнейший министр обороны Устинов. Он запретил главному конструктору Новожилову «заниматься самодеятельностью», но работы продолжились в полуподпольном режиме.
До 1984 года было совершено 250 полетов, в которых не произошло ни одного серьезного происшествия. Кроме того, утверждается, что самолет показал высокую маневренность: минимальный радиус виража составил 400 метров. Правда не уточняется, был ли самолет пустой или с нагрузкой, имитирующей вооружение. Для сравнения, пустой Су-25 делает вираж примерно за 500 метров, с нормальной нагрузкой ему для этого требуется порядка 680 метров.
При этом испытатели, летавшие на обоих штурмовиках, отмечали куда лучшие управляемость и маневренность именно на Су-25.
В 1984 году единственный летный образец отправили на консервацию. К этому времени Су-25 уже выпускался массово и шансов на запуск в серию Ил-102 не оставалось. Еще раз проект попытались реанимировать в 1986 году, но ничего снова не срослось.
Подробностями этих испытаний впоследствии делился их непосредственный участник – Герой Советского Союза Валерий Мигунов, который в те годы руководил 1-м управлением ГК НИИ ВВС (позднее переименован в ГЛИЦ). Вместе с еще одним испытателем – Заслуженным летчиком СССР Вячеславом Соловьевым – они совершили несколько полетов и остались не в восторге от Ил-102.
По словам Мигунова, самолет уверенно держал боевой курс как бомбардировщик, а вот довернуть его для исправления ошибки прицеливания было почти невозможно. Мешало и отсутствие гидроусилителей в каналах управления – их решили не ставить, чтобы удешевить машину. В результате управление тяжелым самолетом оказалось тугим. После испытаний Мигунов и Соловьев высказали свои впечатления и претензии создателям, на что им ничего не возразили.
«Поскольку они звучали из уст боевого летчика В.В.Соловьева, никто из присутствовавших не возразил», – делился позже Мигунов. Найти положительные особенности у Ил-102 заслуженные испытатели не смогли, хотя и искренне пытались.
Интересно, что испытания 1986 года состоялись после жалобы на имя секретаря ЦК КПСС Лигачева, в которой некие доброжелатели сообщали, что военные не хотят принимать удачный самолет.
В 1992 году необычный штурмовик показали на Мосаэрошоу. Самолет вызвал значительный интерес у публики, но никого из потенциальных иностранных заказчиков предметно не заинтересовал.
После выставки единственный летный экземпляр отправился на хранение. В 2005 году его покрасили и поместили в качестве памятника на аллею героев ЛИИ имени Громова.
Второй экземпляр, созданный для статических испытаний, в 2017 году передан музею техники Вадима Задорожного.
Итог
Ил-102, если все заявленные характеристики совпадали с реальностью, был бы неплохим самолетом. Но к моменту его появления уже вовсю поставлялся в войска Су-25, перед которым у наследника Ил-2 не было особых преимуществ. Кроме того, как упоминалось выше, хорошие маневренность и управляемость были сильной стороной именно принятого на вооружение «Грача».
При этом сама концепция маневренного штурмовика, работающего над полем боя, в условиях все большего распространения ПЗРК уже в 1980-е постепенно устаревала. То же ОКБ Сухого вовсю работало над Су-25Т, заточенного под ПТУРы и другое управляемое вооружение, которое можно применять, не входя в зону поражения ПЗРК и комплексов ПВО малого радиуса. Может и Ил-102 в будущем оснастили бы подобным набором оборудования, но смысла иметь два очень разных технически, но схожих по характеристикам самолета, все равно особо не было.
Победи в конце 1960-х в конкурсе на штурмовик ОКБ Ильюшина, все могло бы пойти по другому сценарию, и мы бы знали Ил-102 как основной отечественный штурмовик последних десятилетий. Но история, как известно, не имеет сослагательного наклонения.
На сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. За ними вы можете следить в разделе «Подписки».
Также рекомендую почитать другие мои материалы, посвященные военной технике: