Привет! Недавно я уже писал статью о том, как развивалась технология камуфляжа.
В процессе написания материала я также нашел очень много странных решений, которые производители использовали при окраске военной техники. Например, вы слышали про газетный камуфляж или камуфляж-тетрис? Или про то, что американцы красили технику в тигров, потому что их боятся китайцы?
Именно про эти примеры окраски я и хочу сегодня рассказать. Поехали!
Камуфляж
Еще раз - что такое камуфляж?
Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.
История развития камуфляжа как военной формы начинается с 20 века. Принято считать, что первыми перешли от концепции яркого мундира к концепции визуальной незаметности солдата англичане в ходе англо-бурской войны.
Сейчас камуфляж во всех странах уже устоялся. Технология и образцы отточены и применяются армиями массово для разнообразных климатических и географических условий. Однако, так было не всегда.
История полна примеров неудачных решений, которые в будущем канут в лету. Но именно на эти неудачи хотелось бы обратить сегодня внимание! Ведь без ошибок не было бы прогресса. Так давайте посмотрим на эти ошибки. Зачастую они очень даже забавные.
Танки
Первые танки отправились в бой в 1916 году - во времена ПМВ в Битве при Сомме. Это был британский танк Mark-1.
В тот момент задачи скрывать танк от наблюдателя пока еще не стояло. Главная цель - прорываться через окопы противника. Именно поэтому у первых танков такая странная ромбовидная форма. Передняя часть танка должна была иметь возможность сразу заехать на высокую насыпь. Удивительно, но при разработке танки позиционировали как “сухопутные корабли”.
Новый вид вооружения очень быстро доказал свою эффективность в бою. Другие страны тоже начали развивать своё танкостроение, а затем и средства камуфляжа. Вот, как пример, один из первых танков Франции - и его оригинальный, со времен ПМВ, камуфляж:
Тогда стандартных расцветок с пятнами еще не появилось. Каждая страна экспериментировала на свое усмотрение. Поэтому местами камуфляж выглядит аляповато. Пятна слишком крупные, цвета слишком яркие.
Но не стоит думать, что это проблема только французов. Вот, например, как британцы во времена ВМВ представляли себе камуфляж, который поможет скрыться среди строений и каменных изгородей на Мальте:
Эксперименты с камуфляжем продолжились и после ВМВ, когда технология была уже отточена всеми сторонами конфликта. Например, во время Корейской войны. Тогда войска США приняли интересное решение. Вместо камуфляжа на танки стали наносить рисунки, которые должны были напугать противника.
Они сделали ставку на то, что их противник (китайцы и корейцы) - необразованные, суеверные люди. Именно поэтому в Лунный год Тигра на танки стали наносить морды тигра. Что забавно - это не было разовой акцией. По некоторым данным это было весьма массовой практикой.
Со временем такие странные решения сходят на нет. В большинстве случаев танки и вовсе перестают камуфлировать, оставляя это на плечи экипажа, который сам под конкретные нужды скрывает свой танк.
Однако, цветовые схемы сохранились. И в некоторых странах сегодня они совершенно безумные. Например, в Индии. Как будто хотя бы что-то в Индии - не безумное. Один из танков - Арджуна - иногда красят в такой вот камуфляж. В сети его называют тетрисом. Мне это напоминает взрыв конфетти.
Кстати, не только танкам индийцы придают странные окраски. Вот, например, их армейские автомобили Tata LSV. Такой камуфляж наносится для заснеженной местности Гималайских гор.
На постсоветском пространстве танки обычно красятся под ландшафт. Как правило - все танки остаются зелеными и в таком виде хранятся на складах до боевых действий. Это не лень - просто та же Россия имеет в своем распоряжении и производстве столько танков, сколько ни одна страна не может себе позволить. Это очень затратно камуфлировать каждый из них. Поэтому зачастую эта работа падает на плечи экипажа. Поэтому на учениях, в условиях, когда времени достаточно, получаются и такие шедевры:
Иногда времени оказывается не так много, поэтому солдаты выкручиваются как могут. Как на этих зимних Беларуских учениях, где солдаты просто обклеили танки газетами:
Кстати, это не их изобретение. Такой “газетный камуфляж” использовали даже немцы во время ВОВ:
В разных географических широтах разные требования к камуфляжу. Например, в Ливии нужно смешиваться с песчаными барханами и, желательно, не отсвечивать. Буквально. Именно поэтому местные солдаты покрывают танки шкурами овец.
Самолёты
Камуфляж самолётов, в целом, дело неблагодарное. От создания первого боевого самолёта до радиолокационного обнаружения прошло совсем немного времени, поэтому скрывать его от оптического обнаружения сейчас не так уж нужно.
Во времена ПМВ камуфляжу тоже не придавали особого значения. Через чур эффективных истребителей не было, эффективного и массового ПВО еще не сформировали. Судьбу пилота решали исключительного его руки. Именно поэтому многие Асы ставили целью не скрыть свое присутствие в небе, а наоборот - подчеркнуть.
В дальнейшем, в ВМВ, страны уже будут наносить стандартные камуфляжные схемы: серо-голубой “низ” самолёта и верх по цвет ландшафта.
Однако, уже вскоре пилоты снова будут стараться как можно сильнее выделиться. Можно сказать, что пилоты это точно одни из самых выпендривающихся видов войск. Особенно в США. Помните танки с изображениями тигров? Так вот, это началось еще в 1941 году. Эскадрилья “Летающие тигры”, добровольцы из США, раскрашивали борта своих самолётов изображением тигра.
И опять этот приём использовался против китайцев. Кажется, американцы слишком много поставили на страх китайцев перед тиграми. Что интереснее - эти самолеты использовались против китайцев…на стороне китайцев. Да, добровольческие эскадрильи участвовали в гражданской войне Китая на стороне Республики Китая, которая сейчас известна как Тайвань.
Вообще, роспись боевых самолётов это отличительная черта американских ВВС. На Тихоокеанском фронте в ВМВ это носило массовый характер и даже получило свое название - Nose Art.
В будущем это искусство перекочует уже в гражданскую авиацию и будет преследовать скорее маркетинговые цели - и не обязательно речь о рекламе какой-либо продукции. Зачастую это продвижение армии, государства, инициатив и прочего - имиджевые проекты.
Итог
Я уверен - это только малая часть того безумия, что творилось во времени, пока человечество приходило к каким-то очевидным, универсальным знаниям. Прямо сейчас оптические методы уже не так важны - на них полагаются меньше.
В будущем придется обманывать уже не солдат, а ИИ, поэтому нам понадобятся совершенно другие технологии. Например, чтобы останавливать беспилотники. И наверняка по началу это будут совершенно безумные технологии. Хотелось бы их (не)увидеть!