Когда обычный ребенок, наряду с учебой в школе, ходит в музыкальную, художественную или спортивную школу, да и вообще, занят какой-нибудь организованной деятельностью, это считается правильным, нормальным, а не каким-то выдающимся явлением.
Хотя, это касается не только детей школьного возраста. Один мой знакомый, например, пошел в музыкальную школу еще за 2 года до начала учебы в общеобразовательной школе, и не на какую-нибудь "музыкально-эстетическую развивайку", а поступил на настоящий курс, по настоящей программе. И дотянул до выпуска, да при том с хорошим свидетельством.
Но это был "обычный" ребенок
А если в ту же музыкальную, художественную или спортивную школу помещают ребенка со сложными ментальными нарушениями (кстати, самого ребенка при этом не спросив… да и едва ли он ответит), то это уже превращается в настоящий подвиг: и самого ребенка, и его родителя, который заинтересован в развитии таланта(?) и успехе, ну и, в первую очередь, преподавателя, которому повезет получить к себе в класс (группу, труппу, команду) нового "интересного" воспитанника.
О "необычных" детях
Я сейчас говорила не о тех детях, которые имеют небольшие психоэмоциональные отклонения или эпизоды аутоподобного поведения, но при этом они в состоянии хоть как-то взаимодействовать с окружающими (как раз в тонкой сфере искусства и творчества - такие дети могут добиться огромных успехов, благодаря своей необычности, нестандартному взгляду на мир, и "особому полету фантазии"). И я сейчас абсолютно без иронии говорю!
Работая в творческих кружках (музыкально-театральных и декоративно-прикладных) в спецучреждении для детей с ОВЗ, нахожу очень интересными занятия именно с такой категорией ребят. Ибо они, в отличие от чистых "нормиков" (грубо говоря) заставляют то и дело приятно удивляться.
- Например, аутичный ребенок может сложить поделку оригами идеально по образцу без единого полумиллиметрового отступления, при полном совпадении каждого уголка и сгиба, вот как будто машина сделала!
- А тот же "психоэмоционал" - в театральном или музыкальном номере может обогатить любую роль личными переживаниями и сделать своего персонажа поистине неповторимым.
Ох, прямо размечталась…
Конечно, в последние годы, в стационары нашего учреждения такие "подарочные экземпляры" привозят редко. Чаще всего к нам попадают те, кто ну совсем ничего не умеет - это одни! А другие - это такие "неумейки" и "незнайки", которых просто родители "не научили учиться". А только щадили, жалели, то и дело напоминая им, что они - "сахарно-хрустальные". Но, тем не менее, считали, что их детки - не хуже остальных, и поэтому тоже имеют право заниматься и обучаться любой деятельности, которая нравится (вероятно маме, а не ребенку). Но с "умопомрачительно-индивидуальным" подходом.
Вот вроде казалось бы: отклонения у ребенка - не настолько выраженные, чтобы головой в песок нырять или в овраге прятаться. Обращенную речь - частично понимает, простые просьбы - частично выполняет, речь - хоть и "бедненькая", а есть. Внешне - так вообще милая конфетка.
То есть, посторонний человек даже с первого раза не скажет, что ребенок - с диагнозом! И тогда - действительно, почему бы ему не попробовать поучиться в музыкальной школе?
Полиночка
Очередной ребенок из нашего стационара, девочка 8-ми лет, ментальные нарушения.
Не очень контактная (избирательна), часто "уходит в себя", сильно волнуется, если к ней напрямую обращаются, боится выдавить из себя ответ даже на самый простой вопрос (например, "сколько тебе лет" или "как зовут твою маму"). А ведь она знает ответ. Но, пока она молча стоит и смотрит на собеседника, уже мама за нее отвечает:
- Боюсь, Полиночка не скажет вам, она слишком чувствительна и растерялась.
А на наших кружковых занятиях, если вдруг Полиночка не делала поделку или не рисовала, то мама - снова вмешивалась и оправдывалась так:
- Полиночка, наверное, уже утомилась. Сегодня у нее аж 3 сложных занятия подряд было!
Ну хоть спасибо, что не педагог виноват!
Но зато Полиночка учится в музыкальной школе!
Вот так! Конечно, коллеги сильно удивлялись, что девочка серьезно занимается музыкой, ведь, судя по тому, как она проявляет себя на всех занятиях, педагоги предполагали, что мама Полины - слегка лукавила, когда говорила, что девочку очень хвалят в музыкальной школе.
На музыкотерапии - первое занятие
Точнее, сразу после группового занятия по музыкотерапии, когда родители забрали деток из кабинета...
За Полиной - тоже зашла мамочка и буквально завалила педагога по музыкотерапии красивыми рассказами о том, как же здорово Полиночка учится в музыкалке, как ребенку нравится фортепиано, и вообще, "мы - будущие Рахманиновы".
А потом, чуть ли не за шкварник потащила Полину к инструменту:
- Ну давай же, покажи тёте, сыграй свою любимую песенку!
А потом, не прерывая своей тирады, вновь заговорила с "тётей":
- Ой, а вы знаете, у нее есть любимая песенка про зайчика, она так хорошо ее играет!
И снова - к Полине:
- Ну давай же, про зайчика, ну пожалуйста! Ну тебе же нравится!
А Полина - стоит у синтезатора, хлопает глазками и плачет! Хотя... от такой маминой суеты и перебежек - любой взрослый нормальный человек может растеряться и не понять, "чего им всем от меня нужно?"
- А давайте лучше в следующий раз попробуем, когда Полиночка САМА поиграть захочет, - говорит педагог, приукрасив свое предложение легонькой иронией, которую мама, конечно, не заметила.
- Ой, да, да, - соглашается мама, - она наверное уже устала, вы же тут плясали под музыку, теперь надо отдохнуть.
Ну и ушли Полина с мамой, так и не поиграв для "тёти" песенку про зайчика.
Да и "тётя" - не настаивала, ведь в глубине души она думала: "а был ли зайчик?"
На музыкотерапии - второе занятие
Тут я - непосредственный свидетель!
Кстати, в этот день маму Полины вызвали в какую-то комиссию забрать справку для Полины, поэтому мама написала заявление и уехала на полдня, оставив Полину под присмотром воспитателей стационара.
Снова у учительницы по музыкотерапии групповое занятие, по расписанию, с теми же детками.
А я - как раз ходила по кабинетам и, по просьбе заведующей, раздавала педагогам опросники. Вот и к ним - тоже зашла.
Занятие - как раз закончилось, мамы детей позабирали, остались только те, за кем должен был прийти воспитатель (только почему-то не торопился), и Полина в том числе.
Ну а мы - "зацепилась с учительницей языками", стали с ней обсуждать эти опросники, застряв у входной двери и краем глаза поглядывая на ребят.
Дети - тоже сами по себе: один - игрушечную кошку гладит, двое - просто болтают, третий - шлёпанцем своим играет...
А Полиночка в это время - сама, преспокойно подошла к синтезатору с обратной стороны, погладила клавиши...
А потом - садится на стульчик и... начинает играть! Нормально так, ритмично и благозвучно! И пьеска такая вроде бы знакомая, "прыгучая", ну точно про зайчика!
И настроение у Полиночки - вполне замечательное, играет и улыбается. Сама себе и сама в себе! И ничуть не уставшая и не "утомленная"!
Дети в кабинете почему-то не обращают никакого внимания на игру Полины, а ей как раз оно и не нужно! Ей нравится сама музыка, а не "игра на зрителя". И по лицу ее понятно, что она не хочет никому доказывать, что она - молодец!
А может, все-таки, маме нужно давать Полине больше свободы? Ведь я сама, как бывший юный музыкант, точно знаю, что жесткие рамки, постоянный надзор и навязчивость - напрочь "выдувают" из головы всё вдохновение... да и призыв к "демонстративности" - раздражает...
А Вам, дорогие читатели, плодотворной рабочей недели, которая подарит радость, а не утомит.